Проверьте есть ли у вашего ребенка задержка психоречевого развития

Проверьте есть ли у вашего ребенка задержка психоречевого развития

Радушно приветствую старых и новых друзей!

Наш сегодняшний разговор пойдет об одной из главных сфер детской психики – речи. Человек, как существо социальное, выражает свои мысли вербальным (словесным) способом. И если вы следите за развитием вашего малыша, то конечно знаете и понимаете важность этой сферы в становлении ребенка как личности.

А как давно вы проверяли, как и сколько ребенок говорит, каков у него словарный запас, соответствует ли он его возрасту? Я не хочу вас пугать, но тема статьи очень серьезная и требует пристального внимания и ознакомления, так как задержка психоречевого развития у ребенка – частый случай в наше время.

мальчик

Первые признаки, как правило, замечают родители, которых беспокоит, что их ребенок как будто отказывается говорить, в то время как его ровесники произносят довольно много связных слов.

Если не обратить внимания на недоразвитие речи, к примеру, у ребенка 4 года жизни, впоследствии у крохи появятся признаки задержки общего психического развития (ЗПР).

Тогда посещение дошкольного учреждения и поступление в общеобразовательную школу будут под большим вопросом.


Чтобы избежать подобного исхода, давайте разберемся, каковы причины возникновения задержки речи и как от них избавиться и открыть малышу путь в социум, где он сможет проявить свои личностные качества и быть признанным и востребованным.

Почему молчит малыш?

Нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка влечет за собой иногда необратимые последствия, которые невозможно исправить даже с помощью психокоррекционной работы или медикаментозного вмешательства. Для начала давайте построим цепочку развития событий, и определимся, что является первопричиной, а что – следствием.

  1. Задержка речи тормозит процесс формирования мышления.
  2. Отставание развития мышления приводит к общей задержке психического развития.

Но ЗПРР тоже не появляется ниоткуда. Причинами ее могут стать:

  • тяжелое протекание беременности
  • внутриутробное инфицирование плода
  • принудительные роды
  • асфиксия или гипоксия во время родов
  • различные родовые травмы
  • повышенное внутричерепное давление

Выявить ЗПРР довольно непросто у маленьких детей, хотя существуют некоторые условные нормативы для различных возрастных групп. Но учитывая индивидуальные особенности каждого малыша, отставание речевого развития определяется у детей после 5 лет. В этом возрасте наступает период активного общения, и проблема выявляется проще и быстрее.

А вот с точки зрения коррекции, начать работать с ЗПРР в 5 лет – весьма проблематично, чтобы рассчитывать на скорый и высокий результат.

Раннее выявление нарушений в развитии речи – залог успешного преодоления болезни, предупреждения более глубоких нарушений в психоэмоциональной и умственной сферах развития личности ребенка.

Как обнаружить задержку речи у ребенка

Чтобы быть уверенным, что вашему малышу не грозит такой диагноз как ЗПРР, нужно точно знать, каковы основные симптомы заболевания. Рассмотрим их в ракурсе возрастных особенностей детской психоэмоциональной сферы.

zhizn-s-mladencem-chto-nuzhno-znat-mame_4

  1. Возраст 4 месяца. Нет эмоционального общения с родителями, малыш не проявляет интереса, когда к нему обращаются, не улыбается в ответ
  2. Возраст 8-9 месяцев. Лепет полностью отсутствует. Ребенок не произносит одинаковые слоги.
  3. Возраст 12 месяцев. Присутствие ребенка в комнате не ощущается, от него не исходит никаких звуков.
  4. Возраст 18 месяцев. Малыш не понимает обращения к себе, не отзывается на свое имя, не говорит простые слова («мама», «дай»).
  5. Возраст ребенка 2 года. Словарный запас очень ограничен, новые слова в лексиконе не появляются.
  6. В возрасте 2,5 года малыш использует в речи не более двух десятков слов, не умеет строить фразы, не знает названий предметов
  7. Ребенок в 3 года не понимает смысла коротких рассказов, речь его может быть быстрой, непоследовательной, или наоборот, очень медленной. Некоторые дословно повторяют за взрослыми сказанное.

Часто ЗПРР сопровождается аутичными чертами, если в нервной системе ребенка происходит нарушение. Аутизм выражается в отсутствии эмоционального контакта с окружающим миром.

С возрастом ребенок все больше информации об окружающем мире получает посредством общения. Чем дольше он остается изолированным от общества, тем раньше активизируются процессы ЗПР и тем труднее их исправить.

Своевременная коррекционная работа не только поможет добиться результатов, но и защитит малыша и вас от необратимых последствий ЗПРР.

Принимаем меры

К вопросу лечения ЗПРР подходить необходимо комплексно. Специалисты, которые занимаются с детьми, страдающими от ЗПРР, это дефектолог, логопед, психолог, рефлексотерапевт, невролог.

девочка

Основная часть терапии возлагается, конечно, на родителей. Они должны выполнять все рекомендации узких специалистов, чтобы помочь ребенку преодолеть речевой барьер и стать полноценной всесторонне развитой личностью. К наиболее часто применяемым методам лечения ЗПРР относятся:

  1. Микротоковая рефлексотерапия – воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на зоны, ответственные за речь, а также на поврежденные участки ЦНС с целью их восстановления. Такой метод показан и при гидроцефалии малышам с 6 месяцев.
  2. Занятия с логопедом и дефектологом. Дефектолог работает с детьми, начиная с 2 лет, играя с малышом в игры, направленные на развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки. Логопед проводит коррекционную работу с ребенком 4-5 лет. Его занятия помогают добиться правильной артикуляции и произношения. Часто такие занятия сопровождаются логопедическим массажем.
  3. Медикаментозное лечение. Препараты, способные улучшить кровоток сосудов мозга назначаются после обследования неврологом.

Методы коррекционной работы при ЗПРР

Для детей с признаками ЗПРР используются различные методики. Среди них широкое применение получили музыкальная терапия, арттерапия, игры, воздействующие на эмоциональную сферу малыша.

Хорошо зарекомендовали себя пальчиковые игры. А как много вы знаете таких игр и как часто в них играете с крохой? Тоже вопрос. Некоторые родители, видя что у ребенка не получается сразу верно сложить пальчики и он убегает, расстраиваются и бросают это занятие. А это, на мой взгляд, неверный шаг. Во всем нужно терпение и сноровка и результат не заставит себя долго ждать.

Ввиду того, что речевой и двигательный центры находятся рядом, можно рассчитывать на то, что развивая моторику рук, подтянется и речь. Поэтому родителям в арсенале просто необходимо разнообразие паззлов, пирамидок, конструкторов.

С детками с ЗПРР можно много лепить фигурки из пластилина или соленого теста, пока ребенок мал. Нужно обращать внимание на то, какая рука у малыша ведущая. Если малыш – левша, то есть вероятность того, что левое полушарие мозга с речевым центром развито слабее, отсюда и может возникнуть задержка речи.

Чтобы речь ребенка формировалась и развивалась правильно, необходимо проверить в совокупности остроту зрения (копирует артикуляцию взрослых) и слух (повторяет услышанное). Здесь хорошо помогут игры на развитие музыкального слуха. Например, «Что звучало?» или «Угадай, чей голос?».

Если коррекционные мероприятия начаты слишком поздно и ребенок перешагнул рубеж 6 лет, а речи так и нет, родителям стоит задуматься об оформлении малыша в специализированное учебное заведение со специальной программой и постоянным наблюдением специалистов.

В заключении еще раз хочется сказать родителям – будьте внимательны к своему ребенку, уделяйте ему много внимания, вкладывайте в его развитие все свои знания и умения. Конечно, ЗПРР – не приговор, но это сочетание может стать приговором счастливой жизни вашего малыша. Читайте литературу и посещайте занятия и блоги для родителей, если чувствуете недостаточность знаний.

Присоединяйтесь к посетителям нашего блога в соцсетях, приглашайте друзей. Подписавшись на обновления, вы всегда будете в курсе самых горячих тем из детской жизни. Присылайте ваши вопросы и комментарии к статье, поделитесь своим опытом преодоления проблем с поведением и здоровьем вашего крохи.

А главное – любите. Любовь родителей – это крепкий иммунитет на всю жизнь.

В надежде на новую встречу не прощаюсь надолго, Алиева Лариса

 

Хочешь создать свою методику развития ребенка? Присоединяйся и читай этот блог!

Вам так же будет интересно

Комментариев: 4
  • Здравствуйте, Александра! Сначала хочу сделать комплимент вашему блогу, очень у вас здесь красиво и уютно) И тема очень нужная, думаю, что многие родители найдут здесь много полезной информации. А эта статья мне бы пригодилась, когда мой старший сын был маленьким. Дело в том, что он в три с половиной — четыре годика мог говорить только одно слово «каль». Так и говорил «каль-каль-каль» и все тут. И на комиссиях мы с ним были и по логопедам ходили и занимались и ничего не помогало. Потом правдами-неправдами, по великому блату смогли устроить его в логопедический детский сад. Там видимо были какие-то волшебные специалисты. И за три года он говорить научился. Даже дефектов речи никаких не осталось. А причина видимо была во внутричерепном давлении. Ставили ему задержку психического развития на комиссиях, с чем я всегда очень громко спорила. Сейчас ему уже 18 лет. Школу закончил с одной четверкой, остальные пятерки. В шахматы всех обыгрывает легко и вообще учиться ему просто. Слава Богу, все нормально)

    Ответить
    • Евгения, здравствуйте! Благодарю, мне у Вас на блоге тоже очень понравилось. Буду к Вам заходить, тем более, что тематика блогов у нас смежная)))Спасибо, что поделились своим опытом, который говорит, что нельзя вешать ярлыки на детей. Нельзя забывать о том, насколько дети индивидуально развиваются. Я вот не встречала таких детей, которые бы не говорили в 3 года и у них не было ЗПР. Когда работала в детском саду в Службе ранней помощи, там все детки у нас практически такие были. Очень рада, что в Вашем случае все так благополучно закончилось! Ваш случай будет для других родителей примером, чтобы не отчаиваться в трудных ситуациях)

      Ответить
      • Александра, добрый вечер.

        У меня к вам такой вопрос: сыну 5, 5 лет, говорит, с дефектами правда, но с логопедом занимается. Это не проблема...

        а вот поведение... агрессия, плаксивость, в саду не слушается, дерётся, дома с младшим братом ведёт себя как маленький. Балуется.

        Заниматься не хочет. В саду вообще не занимается. Дома со мной с горем пополам.

        Буквы почти все знает, с памятью не плохо.

        Но то что не слушается и дерётся...

        Очень мне страшно за его будущее...

        наблюдаемся у невролога, ходим к психиатру.

        У меня не хватает терпения иногда...

        Я думаю что у ребёнка в его возраста должна быть развитая очень речь, а сын отличается этим от сверстников...

        и ещё, у сына нет, как это называется... самоконтроля...

        он сделает что то плохое, и не оценивает себя, пока не скажешь...,

        Может вы что-либо посоветуете, заранее спасибо.

      • Наталья, здравствуйте! Посоветовать что-то очень трудно. Ребенка нужно видеть лично и уточнять некоторые детали при встрече. Поэтому советую Вам обратиться к грамотному детскому психотерапевту.

  • ;-)
  • :smile:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :cry:
  • :cool:
  • :???: