Зачем необходимо знать этапы сенсорного развития ребенка?

Зачем необходимо знать этапы сенсорного развития ребенка?

Приветствую всех посетителей и гостей нашего блога!

Иногда я испытываю непреодолимое желание встретиться с каждым из наших читателей, заглянуть в глаза, прикоснуться к руке и ощутить тепло.

Общение между людьми на уровне ощущений – это неотъемлемая часть полноценного определения себя в обществе. Для чего при встрече мужчины подают друг другу руку? Почему женщины обнимаются и прикасаются друг к другу щеками? Все мы хотим ощутить контакт с другим человеком. А теперь подумайте, если это важно для нас, взрослых, то, как же должно быть приятно ребенку, когда его обнимают и целуют, гладят и тискают.

Все эти ощущения основаны на чувственном восприятии. И для каждого возраста есть характерные виды деятельности, которые формируются благодаря развитию сенсорных способностей. Родителям и педагогам необходимо знать этапы сенсорного развития детей, чтобы не пропустить период наиболее благоприятный для формирования тех или иных навыков.

N.B. Скажите, как часто вы берете своего кроху на руки? Постарайтесь в течение дня проанализировать, в какие моменты ребенок просится на руки сам, а когда вы проявляете инициативу.

Накопители информации

Сенсорное развитие является основным источником информации об окружающем мире для ребенка, который еще не умеет извлекать ее из печатных источников. Малыш ориентируется только на свои ощущения, на факты, которые он может видеть собственными глазами и определения взрослых, которые он воспринимает на слух.

Кожа ребенка также является одной из возможностей познания внешнего мира через прикосновение к предметам различной текстуры и контакт с кожей других людей.

Поэтому психологи рекомендуют после рождения ребенка чаще практиковать телесный контакт, он важен для обеспечения малыша не только теплом, но и безопасностью.

По мере взросления малыша к зрительным, обонятельным и осязательным образам добавляются слуховые и вкусовые. Картина мира складывается из всех источников. Ребенок смотрит на мир вокруг глазами, полными восторга и ожидания.

девочка

Его глаза способны воспринимать все цвета спектра. Поэтому для детей раннего возраста рекомендуем избегать бледных и неясно выраженных цветов. Малыш принимает цвет просто как цвет. Чтобы не путать ощущения, постарайтесь предоставить ребенку возможность видеть все цвета вокруг одинаково насыщенными.

N.B. Просмотрите игрушки и книги вашего ребенка. Отметьте, насколько яркую окраску они имеют. Постарайтесь обращать внимание малыша на яркие детали одежды или окраску животных и птиц. Хорошими «цветоносителями» могут оказаться волнистые попугайчики. Заведите дома яркую птичку, и малыш будет в восторге.

Маленькие ушки помогают своему владельцу с самого начала жизни окунуться в мир разнообразных звуков, голосов, мелодий. Тренируясь в слуховом восприятии действительности, малыш узнает много нового, для него становятся необходимыми голоса родных. Звуки его дома сопровождают ребенка круглосуточно: открывается дверь, мяучит кошка, тикают настенные часы.

Накопление опыта посредством принятия различных ощущений является основной целью сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Поэтапное развитие деятельности

Как уже говорилось, каждому возрасту соответствует определенный вид деятельности. Начнем с самого начала.

  1. От рождения до года. На этом этапе развитие ощущений происходит постепенно, включением одного за другим органов чувств. Пока вся деятельность малыша сводится к изучению окружающего мира и определению себя вместе с мамой. Когда в режиме дня крохи появляются манипуляции с игрушками и активизируется двигательная активность, начинается новый этап развития – сенсомоторный.
  2. От 1 года до 3 лет. Раннее детство характеризуется особенностями развития органов чувств ребенка, они вступают в формирование личности почти одновременно. На данном этапе малыш формирует первые представления о величине, форме и цвете предметов. Игры приобретают несколько новый смысл, начинается формирование основных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. Ведущая деятельность – игра, позволяет малышу не просто манипулировать с предметами, а проводить сравнительный анализ, делать простейшие умозаключения.
  3. От 3 до 5 лет. В этот период совершенствуются навыки, полученные на предыдущих уровнях. Представления о цвете, форме и величине предметов доводятся до логических границ, в пределах которых ребенок свободно манипулирует предметами, классифицируя их по нескольким признакам одновременно. Связь мыслительных процессов с деятельностью малыша осуществляется посредством сюжетно-ролевой игры. В ней ребенок получает информацию, обрабатывает ее и делиться ею с окружающими.

Японские психологи выделяют еще четвертый период развития сенсорного восприятия, возраст от 7 до 13 лет. Они утверждают, что если в этот период активно предлагать ребенку художественные произведения, музыкальные шедевры и незабвенные чудеса живописи, то его психика сформируется самым гармоничным образом. Более того, все эти образы способны воплотиться в детской деятельности путем передачи эмоций звуками, красками.

живопись

Не могу сказать, что отрицаю подобный подход. Но все-таки считаю, что сенсорное развитие наиболее активно в период, когда информация поступает исключительно путем чувственного восприятия и базируется на ощущениях. Думаю, что сенсорное развитие детей раннего возраста полностью оправдывает свою цель.

Таким образом, мы делаем вывод о том, что развитие сенсорных функций напрямую связано с расширением мировосприятия и выходом малыша за пределы своего маленького мира.

Например, на самом начальном этапе развития сенсорных функций малыша следует обучать произвольности сначала взгляда, затем тактильного и слухового восприятия.

N.B. Какие упражнения для развития тактильных ощущений вы можете предложить своему ребенку? Можно ли найти в окружающей обстановке предметы, способные помочь в развитии ощущений? Какие это предметы? Предлагаю вам посмотреть интересное видео по этой теме.

Сенсорные функции развиваются посредством ежедневного ухода за малышом, и со временем закрепляются. Постепенно взгляд ребенка становится осмысленным, он учится фиксировать его на определенных ярких предметах, потом выделяем лицо мамы. Пройдет совсем немного времени, и мы уже не сможем уследить за глазами ребенка, которые будут замечать все до малейших подробностей.

Так же происходит и с другими познавательными функциями. И наша задача научить их действовать в совокупности и опосредованно. Для этого мы используем игры, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания. Сначала мы запускаем процесс адаптации к новой ситуации, а потом добиваемся произвольности познания.

В заключении сделаем обобщение.

  • Сенсорное развитие абсолютно необходимое условие для начала процесса познания окружающего мира
  • Развивать ощущение и восприятие следует с младенчества
  • Уделять достаточно внимания наличию в окружающей обстановке предметов для развития сенсорных функций

Надеемся, что наши советы пригодятся вам в процессе развития вашего малыша. Приглашаем вас к диалогу на страничках в социальных сетях. Наши обновления к вашим услугам.

Благодарю вас за внимание. И прощаюсь, надеюсь, ненадолго.

Хочешь создать свою методику развития ребенка? Присоединяйся и читай этот блог!

Вам так же будет интересно

  • ;-)
  • :smile:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :cry:
  • :cool:
  • :???: