Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Здравствуйте, уважаемые взрослые! Скажите, пожалуйста, вы умеете делать различные образы из пальцев рук? Например, собачку или гуся? Это, оказывается, совсем не сложно. Не сложно, когда вы умеете управлять своими пальцами и руками так, как вам нужно.

Малыши, приходя в этот мир, не то, что целенаправленно двигать пальчиками, они даже не умеют сначала поднимать головку и поворачивать ею из стороны в сторону. Но со временем они выполняют несложные движения, постепенно знакомятся со своим телом и учатся им управлять.

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и речь ребенка неразрывно связаны между собой. Существует неоспоримая связь речевых и двигательных центров мозга.

Они расположены рядом, поэтому воздействуя на один, мы непосредственно вовлекаем в работу и другой. Некоторые отечественные психологи даже предлагают относить мелкую моторику рук к органам речи. И развитие речи начинается с момента рождения вашего карапуза.

N.B. Замечено, что малыши первого года жизни сами стимулируют взрослых облекать в слова действия самого ребенка и родителей. Своим гулением, агуканьем, распевками и кричалками наши дети приглашают нас к диалогу, они хотят поделиться с нами своими радостями или пожаловаться на мокрый подгузник. Они пытаются довести нас хотя бы до вопроса «Что хочет наша Катенька (Машенька, Никитушка)?» Они-то знают, — если этот вопрос прозвучал, значит, цель достигнута. Теперь нужно постараться удержать внимание мамы еще несколько минут. Давайте задумаемся об этом.

Когда рождается речь

Как и любой другой навык, малыши приобретают навык речи, которую рекомендуют развивать с самого раннего возраста. Если вы начнете играть с крохой в некоторые полезные игры, то к окончанию дошкольного возраста он овладеет всеми необходимыми знаниями и умениями.крупа

Как же можно развивать речь у новорожденного ребенка? – спросите вы. Конечно, не заучиванием стихов наизусть. Но ваши ежедневные разговоры и комментарии незаметно будут подогревать интерес крохи к речевому аспекту существования, общению с помощью голоса и слов.

Речь ребенка дошкольного возраста подчиняется требованиям к наполнению определенными знаниями и проходит три этапа развития:

  • Грудной возраст до 12 месяцев. В этот период речь крохи развивается от крика и плача до лепета и первых коротких слов. И родителям очень важно знать, как развивать речь ребенка в 1 год, чтобы подготовить его к следующему возрастному этапу.
  • Раннее дошкольное детство с 1 года до 3 лет. Показателем нормального развития речи для этой возрастной группы будет правильное понимание речи взрослого, выполнение поручений от простых до комплексных. Но основным становится употребление в речи самостоятельно произносимых слов от представления их одним слогом до воспроизведения полностью. На промежуточном этапе родителям полезно будет ознакомиться с советами, как развивать речь ребенка в 2 года, какие нормативы и сложности могут возникнуть у малышей.
  • Последний этап развития речи дошкольника охватывает возрастную группу от 3 до 6-7 лет. Здесь наблюдается почти сформированная речь, богатый словарный запас, употребление синонимов, антонимов, элементов описания. Коррекционные мероприятия призваны усовершенствовать достигнутые успехи при необходимости.

Знания об этапах развития речи дают нам возможность сформулировать задачи развития мелкой моторики руки: на первом этапе упражнения должны помочь крохе достичь уровня лепета, на втором – произношения слов ближайшей обстановки и составление простых предложений, на третьем – усовершенствовать речь доведением ее до уровня, достаточного для успешного начала школьного обучения.

Достижение речевого уровня

Начиная с грудного возраста, руки ребенка являются для него средством достижения двигательных целей. Поэтому чем раньше малыш научится ими управлять, тем легче будут проходить этапы накопления опыта и формирования навыков.массаж

Началом развития мелкой моторики можно считать момент, когда ваш кроха способен удержать в ладошке погремушку, если ее вложить ему в руку. Пока малыш не говорит, уровень развития его рук дает информацию о нем врачам-педиатрам и неврологам. Итак, малыш держит погремушку. Это может произойти в возрасте 1,5-2 месяца.

Начинаем с поглаживаний ладошек и пальчиков ребенка. Движения производятся неспешно, касания легкие и нежные. При этом вы можете петь малышу песенку или сказку. Мелодичное звучание вашего голоса будет его успокаивать, и вы сможете уделить процедуре положенные 2-4 минутки. Можно вкладывать ему в ладонь шарики или валики из различных материалов. Движения производят по часовой стрелке.

N.B. Вспомните, в какие игры с вами играла мама и какое стихотворение вы помните из раннего. Когда ваш малыш подрастет, обязательно расскажите ему о вашем детстве, прочитайте ваши любимые стихи и спойте песни. Связь поколений тем крепче, чем больше знаний старшее поколение может передать младшему.

Для общего положительного фона вашего общения малышам показан легкий массаж всего тела, при котором вы рассказываете ему прикосновениями о том, как он вам дорог и любим, как хорошо, что он родился, ведь жизнь – это дар, принимать который нужно с благодарностью.

Упражнения можно разнообразить, продолжая активизировать круговые движения массажными мячиками разного диаметра и работать над сгибанием и разгибанием пальчиков. Тренируйте силу кулачков, стучите ими себе по ладони. Давайте малышу захватить пеленку, потом тяните ее на себя, чтобы он учился руками удерживать ускользающий предмет.

Купить мяч для массажа в «v3toys», «My-shop», на «Ozone»

Одним из основных развивающих упражнений, конечно, является пальчиковая гимнастика. Ничего больше и не нужно придумывать, если вы знаете потешки с массажными движениями для самых маленьких. С возрастом вам останется только заменить совсем «малышовые» стишки на более взрослые и продолжать работать.

Незабвенные пальчиковые игры – «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Посчитаем пальчики», «Паутинка» и другие. Можете придумывать игры и самостоятельно, главное, увлечь ребенка и добраться до его ладошек.ладушки

В помощь родителю-созидателю

Огромное разнообразие развивалок предлагают родителям детские магазины и интернет-сайты. Но, поверьте, совсем необязательно тратить уйму денег на игрушки с развивающим эффектом. Дети еще не испорчены рыночными отношениями и цену этих всех забав не постигли. Поэтому смело можете внедрять собственные идеи из предметов домашнего обихода (прищепки, кастрюли, крупы) в интересные и познавательные игрушки.

Но теоретические знания все же необходимы. Даже я бы сказала, не знания, а, скорее, упорядоченное представление материала. Иногда просто необходима чья-то подсказка и план, которому достаточно легко следовать, когда знаешь, к чему стремишься. В этом вам может помочь литература, специально разработанная для родителей.

Знакомство с книгами по развитию мелкой моторики не принесет вашей семье ничего, кроме успешного достижения важной цели – развития вашего ребенка. Автор предлагает подборку интересных упражнений, выполнять которые вам будет очень интересно, а малышу – полезно и весело.

Одной из таких настольных книг для вас может стать сборник системных упражнений «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков» Т.А.Ткаченко. Их можно использовать для занятий дома или в группе детского учреждения.

Другая разработка авторов Гончаровой В.А. и Колосовой Т.А. предлагает коррекционный курс по развитию моторики на основе любимых сказок: «Моторные сказки для самых маленьких». Книга разработана для детей с 3 до 6 лет. Авторы предусмотрительно включили в свое издание теоретические и практически рекомендации, дабы научно обосновать свои подходы к вопросу связи двигательных и речевых функций.

Также предлагаем вам в помощь это видео.

е

Не забудьте поделиться с нами впечатлением от предложенных книг. Оставляйте ваши отзывы и комментарии, которые могут подсказать ответы на чьи-нибудь вопросы. Играйте с ребенком, пока золотая пора детства на миновала. Потом захотите вы, а ребенку будут интересны совсем другие темы. Продлевайте их детство и свою молодость рядом с детьми.

Заглядывайте к нам. До новых встреч!

Хочешь создать свою методику развития ребенка? Присоединяйся и читай этот блог!

Вам так же будет интересно

  • ;-)
  • :smile:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :cry:
  • :cool:
  • :???: