Мария Монтессори. Как использовать ее методику для сенсорного развития детей в домашних условиях

Мария Монтессори. Как использовать ее методику для сенсорного развития детей в домашних условиях

Здравствуйте, дорогие родители и малыши! Надеюсь, вы готовы к нашей новой встрече. Маленькие читатели, наверное, уже давно ждут, когда же, наконец, наступит время просто поиграть или почитать с мамой книжку. Ну, сколько можно учиться?

Не сердитесь, малыши! Ваши родители и мы тоже просто хотим, чтобы ваша жизнь была еще веселее и красочнее, чтобы вы не пропустили ни одного интересного события, чтобы смогли справиться с любым заданием. А для этого мы должны, прежде всего, сами научиться правильно подавать вам материал и ставить обучающие задачи.

Но дети часто протестуют, они непременно хотят сделать все сами и именно так, как они думают. Ну что же, давайте дадим им такую возможность. А чтобы процесс не вышел из-под контроля (мы же, в конце концов, родители!), сегодня мы рассмотрим, что собой представляет сенсорное развитие по Монтессори, и как мы можем использовать эту уникальную методику у себя дома.


Большинство из вас уже наверняка знают, в чем заключается цель метода Марии Монтессори. Давайте вспомним, какое основное правило методики. Чтобы понять и запомнить ее принцип, вам нужно помнить об одном: ребенку предоставляется свобода выбора материала, места и способа, он – основной участник процесса, мы только организуем для него пространство.

Вывод: мы ПОМОГАЕМ малышу справиться САМОМУ.

N.B. Методика Марии Монтессори по отношению к процессу развития ребенка имеет схожую основную цель с работой психологии. Психолог отталкивается от основного принципа «Не навреди» к конечной цели своего труда «Помоги найти нужное направление для самостоятельного решения проблемы».

В отличие от ребенка, который не ждет готового решения, взрослые часто надеются, что от психолога они получат точные указания к действию. Нет, мои дорогие, все, что вы имеете в жизни, вы получили благодаря своей настойчивости, целеустремленности и правильной расстановке приоритетов.

Ценность метода М. Монтессори заключается в простоте действий взрослых, ведущих к порой неожиданным (в хорошем смысле) результатам. Наши действия по методике дают нам возможность организовать самостоятельную деятельность ребенка, в зависимости от его настроения, самочувствия, самоощущения. Не бойтесь внедрять этот метод со своими детьми.

Ничего кроме пользы он им не принесет. И малыш сам подскажет вам, как будет строиться ваша совместная работа по развитию.

Всему свое время

Доверьтесь собственному малышу, он будет выполнять то, для чего уже созрел, к чему готов и с чем в состоянии справиться. Разработка автора методики нам подсказывает, что мы должны учитывать возрастные периоды, в которые малыш способен развить те или иные процессы.

Мария Монтессори выделяет 6 таких благоприятных (сенситивных) периодов у каждого малыша от рождения до 6 лет:

  1. Приучение к порядку (с рождения до 3 лет)
  2. Развитие сенсорики (с рождения до 5,5 лет)
  3. Активное речевое развитие (с рождения до 6 лет)
  4. Двигательный период (с года до 4 лет)
  5. Исследовательский интерес или период мелких деталей (от полутора до 5,5 лет)
  6. Время социализации (от 2,5 до 6 лет)

Для оптимального решения задачи развития по методу Монтессори мы должны учитывать совокупность необходимых условий. Одним из них и является принцип учета благоприятного периода. К нему добавляется среда развития и организатор – взрослый, педагог или, в данном случае, родитель, который внедряет метод свободного развития в домашних условиях.

Систематизируем звенья процесса:

  • Соблюдение принципа сенситивности
  • Организация окружающей среды
  • Наличие взрослого, ответственного за процесс

Наша задача – не упустить время, предназначенное для развития того или иного качества. Заметим, что все хорошо вовремя. Давайте постараемся уделять максимум внимания нашим деткам, чтобы потом не наверстывать упущенное. Тем более что сделать это будет уже нелегко, ведь сенситивный период закончится, и нужно будет браться за что-то новое.

N.B. Упрощенный вариант принципа сенситивности. Возьмите обыкновенную детскую пирамиду с кольцами разного размера и соберите ее, наоборот, от меньшего колечка к большему. Самое маленькое кольцо – это опыт нашего малыша в самом начале.

Дальше он получает новые знания и на маленький опыт накладывается новый навык и умение. И так далее. И как в пирамиде каждое кольцо имеет свое место и положение, так и навыки должны быть каждый развит в определенный возрастной период. Надеюсь, принцип понятен.

По методике автора взрослым необходимо следить и наблюдать за ребенком, чтобы вовремя заметить начало сенситивного периода. Ведь у каждого малыша он наступает строго индивидуально. Мы должны владеть знаниями о каждом периоде развития, чтобы быть готовыми быстро отреагировать на новые требования психики нашего крохи.

Быстро отреагировать – значит, предоставить ему поле деятельности в аспекте развивающегося навыка. А для этого мы организуем окружающую среду, которая поможет ребенку осуществить прогрессивный шаг в развитии.

В методике Монтессори в основу организации среды лежит разделение пространства на зоны, способствующие развитию навыков в каждом из возрастных периодов.

Но это не означает, что зон, как и периодов, должно быть шесть.

Наша задача – организовать наполнение этих зон материалами, с которыми малыш сможет работать и заниматься в любое время.

Здесь мы полностью исключаем запреты к действиям. Для малыша должны быть доступны любые материалы, будь то книги или краски, мячи или конструктор.

По мере смены сенситивных периодов, наполнение зоны видоизменяется, дополняется в соответствии с новыми требованиями и проявлениями ребенка. Зоны можно добавлять по вашему желанию.metodika-2

Развивающие уголки

Давайте попробуем «организовать» различные островки развития в комнате или квартире для ребенка. С чего начать? Заглянем в шпаргалку, – какие навыки у нас в стадии развития и становления? Отсюда и будем исходить.

Период раннего детства характеризуется началом развития всех психических процессов. Мы помним, что развитие ребенка, начатое с рождения, поможет ему овладеть процессами, которые станут основой сенсорного развития детей 2-3 лет. Именно на этот возраст приходится пик активности, когда малыш способен принимать новые и новые знания.

Как видно из перечисленных выше благоприятных периодов, у малыша до 3 лет стремительнее всего развивается речь, сенсорная сторона психики и навыки порядка.

В раннем детстве ребенок нацелен на развитие мира через ощущения, восприятие. С самого рождения мы занимаемся сенсорным воспитанием и развитием. Подбираем погремушки и игрушки с разными звуками для развития слухового восприятия, из разных материалов для развития тактильных ощущений, разного размера и цвета для развития зрительного восприятия и мышления.

N.B. Для малышей с года я бы порекомендовала размешать материалы в мягких карманах. Малыш еще полностью не освоил навык передвижения, он может часто терять равновесие и ударяться о предметы. Так что мягкие карманы – это неплохой вариант.

Ведь такому маленькому карапузу вы все равно не оставите в свободном доступе краски и кисти, карандаши и пластилин.

Малыши от рождения до 3 лет проявляют еще мало инициативы, но уже в этом возрасте можно предлагать им различные материалы, ненавязчиво подталкивая кроху в нужную сторону.

Непосредственно зоны можно попробовать организовать для малышей с 1-1,5 лет. Естественно, малыши должны быть под неусыпным контролем взрослого. Самостоятельность развивается и в совместных играх, можно ограничиться вашим присутствием, когда малышу хочется поиграть самому. Но не ждите, что годовалый ребенок захочет и сумеет играть один.

Для маленьких детей можно объединить различные материалы по зонам развития. Много пособий вы можете изготовить своими руками, это не сложно, учитывая, что дома всегда найдутся и лоскутки ткани и коробки и банки. Для расширения кругозора ребенка и его представлений об окружающем мире приходите с прогулки не с пустыми руками, собирайте веточки, шишки, каштаны и пр.

Игровые зоны можно распределить на карманы по развитию.

Речь – книги с яркими крупными картинками, книги-панорамки, говорящие игрушки, картинки с изображениями животных, предметов,

Сенсорные способности – звучащие предметы (баночки с разным наполнением, музыкальные инструменты, игрушки-пищалки), образцы тканей разной фактуры, мешочки с крупами, фасолью, камнями, шары и мячи разного размера, пластилин.

Хозяйственные навыки – тряпочки и губки для пыли и посуды, тазики, целлофановые перчатки, веник, совок, ведро

Мелкая моторика – «голодные» резиновые животные с прорезями для «кормления», книги с пазлами, лото, шнуровки, пуговицы, молнии, ключи, сортеры

Математические представления – цифры из разных материалов (картон, наждачная бумага, дерево, поролон, пенопласт), счеты деревянные с косточками разного размера, кубики деревянные и пластиковые.

Отдельно хочется выделить тему развития обоняния. Тонкий нюх иногда может оказать очень полезную услугу, предотвратить беду или просто насладиться ароматом и расслабиться. Для этого прекрасно подойдут небольшие саше с ароматными наполнителями – сушеные травы (если нет аллергии!), кофейные зерна, ваниль, различные приправы и др.

Связь с природой поддерживается посредством ведения календаря природы и погоды, наличия природных материалов в виде камушков, палочек, каштанов, контейнеров с песком, глиной.

N.B. Не используйте для развития обоняния ароматы парфюмерии, химических составов или медицинских препаратов! И в повседневной жизни ограничивайте ребенка в «общении» с подобными средствами во избежание аллергических реакций, отравлений и трагических случайностей.

Собирайте друзей, поиграем

Это лишь малая часть того, что можно придумать в детской комнате. Ваша фантазия и любовь к ребенку помогут вам находить и использовать все новые и новые игры и возможности.

Предлагаю вам некоторые игры, которые можно использовать с детьми разного возраста.

  • Мы с малышами полутора лет дома придумали веселую игру с воздушными шарами и счетными палочками разного цвета и размера (мы используем палочки Кюизенера).

В листе очень плотного картона прямоугольной формы мы сделали круглые прорези такого диаметра, чтобы в них вставлялось горлышко сдутого воздушного шара. Закрепили картонный лист горизонтально между двумя другими картонками.

Получилось что-то вроде буквы Н или кровати с круглыми дырками в матрасе. Теперь мы для каждой палочки можем подобрать свой собственный домик по цвету.

  • «Голодные» животные – отличный тренажер для детских пальчиков. Эту идею мы подсмотрели у кого-то из воспитателей-новаторов. Нужно взять резиновые игрушки и сделать небольшие прорези в районе их рта. Теперь пусть малыш кормит животных фасолью, перловкой, чечевицей или пластилиновыми шариками.

Уголки Монтессори дома целесообразно организовывать, когда ребенок начинает проявлять больше самостоятельности и стремится все делать сам.

Это ближе к 3 годам, как раз наступает так называемый кризис 3 лет.

Исходя из результатов наблюдений за детьми от 2 до 3 лет, скажу вам, что кризисное время может начаться и гораздо раньше, например, в 2,5 года. Каждое новое поколение детей немного меняет общепринятые возрастные нормы в сторону уменьшения. Акселерация, господа))

Как заметили некоторые родители, девочки склонны чаще выбирать игры с кормлением животных, а мальчики больше тяготеют к прагматичным предметам. Для юных банкиров предлагаем сделать копилки с отверстиями для монет разного диаметра. Это может быть обычная кофейная банка с откручивающейся крышкой.kolechki

  • Еще одна игра для сенсорного развития детей. Называется «Семейство ежиков». Материалы вы можете найти у себя дома. Для подготовки потребуется пластиковая банка с большим отверстием и крышкой. «Ежики» изготавливаются из разных подручных материалов и средств.

Мы брали нитки для вязания (шерсть и акрил), поролоновые кубики из кухонных губок, шарики из аптечного лейкопластыря, пуговицы разного размера и пр. Из шерсти акрила делали мягкие разноцветные шарики по типу помпона для шапки.

Диаметр каждого ежика выбирали в зависимости от материала. Помпоны делали немного больше отверстия, чтобы его проталкивали с небольшим усилием. Так же из кухонных губок. Лейкопластырь скатывали не слишком туго, чтобы ребенку было удобно его немного сминать.

Это разновозрастная игра. Можно начинать с малышами первого года жизни с ощупывания и легкого массажа ладошек и пальчиков нитяными шариками, губками. С детьми после года играем с банкой, просовывая ежиков внутрь и извлекая обратно.

Чтобы активизировать сенсорное развитие детей 3-4 лет, игра немного усложняется тем, что ребенку нужно связать несколько пуговиц ниткой, чтобы получить ежика. Или вылавливать ежиков из банки «удочкой» с крючком на конце.

Многие источники предлагают использовать буквы и цифры из плотного картона, обработанные клеем и посыпанные сверху манной крупой или пшеном. После их можно раскрасить в разные цвета. Прикосновения к поверхности картона будет активизировать нервные окончания на пальцах малыша, развивать его тактильные ощущения, тренировать память и обучать чтению и счету.

Я уверена, что вы сможете организовать для своего малыша самые лучшие развивающие зоны и уголки по методике Марии Монтессори. Я вас уверяю, что многие вещи, которые вы делаете для ваших малышей, могла бы применить и сама автор методики.

Иногда мы даже не догадываемся, что действуем именно так, как она того хотела. Так что многие из нас могли бы стать последователями великой Монтессори.

Надеемся, у нас получилась сегодня интересная и познавательная встреча, и в вашем доме появятся новые уголки и столики, где малыш будет чувствовать себя маленьким хозяином.

Для Вас мы нашли очень познавательное видео, в котором вы узнаете, как подготовить комнату у себя дома в стиле Монтессори. Обязательно посмотрите:

Желаю вам и вашим детям расти и развиваться в соответствии с вашим личным, а потому самым правильным, ритмом и расписанием. Каждый ребенок уникален, как и каждый родитель. Главное в этом мире – не потерять свою уникальность и особенность.

Не забудьте заглянуть в раздел обновлений на нашем блоге. Читайте нас в социальных сетях и делитесь своим опытом, это очень полезно и интересно.

На этом прощаюсь с вами. Ненадолго. До свидания!

Хочешь создать свою методику развития ребенка? Присоединяйся и читай этот блог!

Вам так же будет интересно

  • ;-)
  • :smile:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :cry:
  • :cool:
  • :???: