Сенсорное развитие детей от 3 до 4 лет: игры, занятия и диагностика

Сенсорное развитие детей от 3 до 4 лет: игры, занятия и диагностика

Здравствуйте, уважаемые родители! Всем вам, конечно, известно о кризисе 3 лет. Надеюсь, вам с успехом удалось преодолеть его, и теперь вы готовы двигаться дальше.

N.B. Как вы думаете, от чего зависит успешное обучение ребенка в школе? Я вам подскажу. Малышу не обязательно уметь читать и писать. Основа для занятий – умение слушать задание и следовать указаниям взрослого. Понимание речи остается одним из главных признаков нормального психо-речевого развития.

Малыши в возраст 3-4 лет очень активны и нам, взрослым, нужно использовать это время для того, чтобы уделить достаточно внимания развитию их чувственной сферы.

Сенсорное развитие детей 3-4 лет заключается в воздействии образами на рецепторы с последующим закреплением и запоминанием.

Задеваем чувственные струны

Если у ребенка не достаточно сформирован уровень произвольных процессов, то занятия в детском учреждении, а потом и в школе, не будут давать высокого результата. А ведь всем нам хочется видеть своего непоседу в рядах первых учеников, хочется, чтобы учеба давалась легко, а уровень знаний у ребенка повышался.

Сегодня мы и поговорим о том, как помочь малышу добиться достаточного уровня развития сенсорных систем, и как это использовать в занятиях с детьми до 4 лет.

мальчик

Основой жизни маленького человека пока еще остается восприятие окружающего мира на уровне воздействия на психику яркими образами. Через восприятие начинается познание. Детская психика устроена таким образом, чтобы собрать в единую картину мира окружающую действительность с помощью:

  1. Зрения
  2. Слуха
  3. Обоняния
  4. Осязания
  5. Вкуса

Все эти органы чувств активно участвуют в развивающем процессе, это наиболее актуальные пути познания нового материала.

N.B. Какие игры с участием органов чувств вы проводите со своими детьми? Придумываете ли вы эти игры самостоятельно? Обратите внимание на то, что упражнения должны охватывать каждый из анализаторов.

Создание обучающей среды

Игры с применением воздействия на все органы чувств объединяются в единое понятие сенсорного воспитания.

Сенсорное воспитание малышей в 3-4 года заключается в помещении ребенка в естественную для него среду игры, в которой будут формироваться его познавательные процессы.

Чтобы понятно было, насколько развито сенсорное восприятие у ребенка младшего дошкольного возраста, применяют различные методы диагностики уровня развития. К таким методикам относятся занятия в игровой форме, в которых материалом служат знакомые ребенку игрушки.

мама с дочкой

Для удобства обработки результатов можно дать малышу 5 заданий и впоследствии оценить их по 5 бальной системе. При оценке нужно учитывать факторы соответствия выполненного задания образцу, размер помощи взрослого, настроение ребенка в момент получения задания.

N.B. Придумайте 5 заданий для оценки уровня развития сенсорных способностей у вашего малыша. Используйте игрушки из вашего повседневного обихода. Постарайтесь придумать необычные задания с игрушками, чтобы малыш проявил интерес и творческий подход.

Диагностические методы применяются не только для оценки развития уровня сенсорных способностей, но и для разработки коррекционных мероприятий. У ребенка может быть хорошо развитое слуховое восприятие, а со зрительным возникают трудности.

Требуется небольшая коррекционная работа, чтобы впоследствии небольшой пробел не отразился на формировании процессов развития мыслительной функции.

Одним из методов развития сенсорного восприятия выступает дидактическая игра. Через использование дидактических игр достигается наиболее ощутимый учебный эффект. Все это происходит благодаря тому, что материалы к играм готовятся с учетом поставленной цели обучения.

Родителям под силу изготовить дидактические материалы к игре своими руками. Это несложно, учитывая, что игры для детей 4 и 5 года жизни не отличаются большой сложностью. К примеру, игра «Закрой окошко» не требует особой подготовки от руководителя.

Достаточно из картона вырезать силуэт домика с окошками разной формы в виде геометрических фигур. К домику добавляются отдельные фигурки по форме для каждого окна. Вот и весь материал.

конструктор

Зато обучающих задач и, соответственно, дидактических игр с таким домиком можно придумать несколько. Я вам предлагаю свои варианты, а вы можете добавить что-то от себя.

  1. Если окошки-вставки сделать разного цвета, можно закрепить знание цветов. Задание: Закрыть окно синего цвета.
  2. Если сделать в домике окошки одинаковой формы, можно через задание: Закрой все круглые (квадратные, треугольные) окошки, проверить навык обобщения по форме.
  3. Окошки в домике ассоциировать по форме со сказочными персонажами или окружающими предметами. Например, нужно закрыть окошко, в которое пролезет Колобок (круглое), коробка конфет (квадратное) или пирамидка (треугольное).

N.B. Если у вас возникли мысли по поводу других вариантов, поделитесь с нами и с читателями блога в комментариях после статьи.

Таким же образом мы может изготавливать различные дидактические пособия к разным играм. Для материалов нам нужно просто проявить немного фантазии, чтобы наши пособия были понятны ребенку и приняты в качестве задания.

Продуктивная деятельность младшего дошкольника является наиболее актуальным аспектом для развития сенсорных способностей. К продуктивной деятельности можно отнести игры с конструктором. В конструировании заключен глубокий смысл применения мыслительных процессов, анализ ситуации и предвидение конечного результата.

Нужно учить малыша планировать и добиваться цели. Малыш в самом начале процесса должен знать, что будет в конце – домик или стадион, будка для собаки или королевский дворец.

Дорога к творчеству

Младший дошкольный возраст в детской психологии считается периодом наиболее активного развития творческих способностей. Слушая музыкальные произведения, глядя на картины или сцены из мюзиклов и балета, ребенок становится невольным пленником эмоций, которые дарит искусство.

Но без развития сенсорных способностей восприятие малыша не будет столь глубоким и основательным. Нужно побудить чувственную сферу ребенка действовать с целью произвольного (принудительного) восприятия. Именно поэтому важно после 3 лет внедрять в повседневную жизнь ребенка игры на развитие творческих способностей.

краски

Рисование, лепка, аппликация имеют своей целью не только отразить образы действительности, сохраненные в памяти. Это также дает толчок к развитию воображения и фантазийного воплощения.

Занятия с применением элементов творчества не только способны привить малышу чувство прекрасного, но и побудить к поднятию на поверхность возможных талантов вашего ребенка. Кто знает, может у вас подрастает великий художник или музыкант-виртуоз.

Кем бы ни вырос ваш малыш, развитие его сенсорных способностей является очень важным этапом формирования личности подрастающего человека. Недостаток внимания к чувственной сфере малыша может иметь результатом низкий уровень подготовки к школьному обучению, отставание в развитии памяти, внимания, задержку развития интеллекта. И как результат, слабый уровень социальной адаптации, проблемы в общении со сверстниками и другими взрослыми.

А чтобы вам было легче найти подход к обучению и воспитанию вашего малыша, не пропустите новых советов от авторов нашего блога. Оставайтесь с нами на связи через подписку в социальных сетях.

Не прощаюсь надолго. До скорой встречи!

 

Хочешь создать свою методику развития ребенка? Присоединяйся и читай этот блог!

Вам так же будет интересно

  • ;-)
  • :smile:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :cry:
  • :cool:
  • :???: