Развитие речи ребенка до года от А до Я

Развитие речи ребенка до года от А до Я

Радушно приветствую старых и новых друзей моего блога! Рада встрече с вами.

Наша тема будет интересна и полезна родителям, детки которых еще не доросли до своего первого торта, которым еще не исполнился один год. Сегодня мне бы хотелось поговорить не только с вами, а и с вашими детьми. Да-да, именно так!

Недавно мне встретилась моя знакомая, у которой девятимесячный малыш. Спрашиваю у нее: — Как Ваш сынок? – Хорошо, спасибо! – отвечает мне мама. – Что говорит? – опять задаю вопрос. Мама мальчика смотрит на меня удивленными глазами: — Говорит? Ничего не говорит, ему же всего девять месяцев!

Так вот, дорогие мои, эта мама опоздала с развитием речи как минимум на девять месяцев. Развитие речи ребенка до года – вопрос очень актуальный и требующий тщательного рассмотрения в разных его аспектах. Если ребенок не издает никаких звуков, не пытается привлечь ваше внимание не только криком, а и голосом, значит, пришло время разобраться, почему все так.


Мы рассмотрим, как развивается детская речь по месяцам, чтобы понять, чего ждать от малыша и на что обратить особое внимание. А также вы узнаете, какой должна быть речь ребенка в 1 год, сколько слов говорят дети в этом возрасте и как помочь малышу вовремя сформировать необходимый навык.

Этапы развития речи у детей до года

Речь не может появиться вдруг, механизм ее развития очень сложный, в становлении речи участвуют не только губы, зубы и язык. Речь как один из познавательных психических процессов базируется на почве, подготовленной эмоциональной и чувственной сферами личности малыша. Иными словами, если оказывать прямое воздействие на детскую психику, мы должны получить отклик. Давайте проследим этот путь развития.

Ребенку 1 месяц.

Первым и пока единственным «словом» маленького человечка выступает крик. С его помощью малыш сообщает окружающим о своем настроении и выражает желания. Речевые центры еще развиваются, а слух к 3-4 неделе уже достаточной острый для восприятия звуков и голосов.

В периоды бодрствования (они еще очень короткие) маме можно порекомендовать разговаривать с ребенком. Пока взгляд крохи еще рассеянный, обеспечьте ему тактильный контакт, поглаживайте и ласково прикасайтесь к коже малыша. И к концу первого месяца жизни уже появятся первые звуки – а, о, у, ы.

1 месяц

В этом возрасте можно убаюкивать ребенка колыбельными. Психологи утверждают, что дети, выросшие на колыбельных, более спокойны и уравновешены в детстве и гораздо успешнее в будущем. Кроме того, они формируют у ребенка основы нравственности, чувство родного языка, помогают сочетать услышанные словоформы с однокоренными словами.

Колыбельная – это доступный способ эмоционального общения с малышом, а ее значение в развитии речи ребенка до года неоценимо! Песни перед сном, спетые с любовью и заботой, способны не только подарить ребенку крепкий сон, но и положительно повлиять на его здоровье и судьбу.

Послушайте какие замечательные колыбельные поет Наталия Фаустова! Многие из них, я думаю, вам знакомы с детства, поэтому вы можете их выучить и петь своему малышу.

Купить диск с колыбельными Наталии Фаустовой

Ребенок 2-4 месяцев

Малыш в возрасте от 2 до 4 месяцев уже готов активно участвовать в разговоре:

  • он отвечает улыбкой на обращение к нему,
  • демонстрирует свою радость «комплексом оживления»
  • произносит первыми звуки и гулит. Это же и возраст так называемой сенсорной речи. «Сенс» в переводе означает «чувство», «восприятие». Именно на чувственном уровне и формируется начало речевых навыков у малыша до года, и взрослым нужно использовать это для развития сенсорной речи у ребенка. Для этого нужно всячески развивать слуховое, зрительное и тактильное восприятие. Используйте для игр с малышом различные погремушки и звучащие игрушки, вкладывайте ему в ладошку материалы и ткани с различной фактурой. Этот прием будет первым упражнением на развитие мелкой моторики руки.
  • Вся информация, поступающая в мозг малыша, перерабатывается, и побуждает его высказать свое отношение к окружающим предметам и явлениям. Прислушиваясь к речи взрослых, он безошибочно определяет настроение и отношение к себе по интонациям и тону речи. И на уровне безусловных рефлексов у ребенка возникает желание ответить.
  • Ребенок начитает произносить сочетания звуков агу, агы, кх, кху, сначала спонтанно, а потом в ответ на улыбку и голос матери.

10N.B. Попробуйте поиграть с крохой, которому, скажем, три месяца, в такую игру. Когда малыш бодрствует, не голоден и пребывает в хорошем настроении, положите его на пеленальный столик лицом к себе, возьмите за ручки и говорите любые слова негромким ласковым голосом, при этом глядя ему в глаза и улыбаясь.

Что вы видите? Малыш сосредоточенно будет всматриваться в ваше лицо, прислушиваться, и, в конце концов, на его личике появится улыбка. Вы получили ответную реакцию на обращение, эмоциональный отклик в виде улыбки, а может и каких-то звуков, похожих на воркование голубей. А теперь говорите с ребенком негромко, но ровным тоном, без эмоций и без улыбки.

Как изменилась реакция малыша? Какое выражение вы увидели на маленьком личике? Как вы думаете, что чувствует ребенок, к которому обращаются подобным образом? Расскажите об этом в комментариях в конце статьи, попробуйте проанализировать ситуацию.

Ребенку 4-7 месяцев

В возрасте 4-7 месяцев дети активно используют гласные звуки и несколько слогов, таких как ба, га, гы, ма. Первые зубы (а это как раз возраст их появления) облегчают ребенку задачи произношения, и разговоры малыша с окружающими уже носят вполне осознанный характер. Он точно знает, о чем мычит!

Вы можете включить в режим дня общеукрепляющий детский массаж. Он поможет стимулировать речевые центры через двигательную и эмоциональную активность.

5

С совершенствованием артикуляционного аппарата и расширяющегося опыта, малыш начинает говорить слогами, которые повторяет по несколько раз подряд. Ба-ба-ба, ма-ма-ма, ам-ам-а, га-га, ду-ду и другие. Эти слоги психологи называют «детским лепетом». Ма-ма – это еще не обращение к маме, но при расстановке ролей и закреплении зрительного образа матери с повторяющимися слогами ма-ма, это слово вскоре станет действительно означать маму.

Малышу 8-11 месяцев

С 8 до 11 месяцев малыш активно развивается физически, многие дети к 8-9 месяцам начинают вставать на ножки и топать. В связи со сменой положения тела ребенок расширяет границы своего кругозора. Теперь у него появляется много новых названий, конечно, с помощью взрослых.

В ответ на вопрос «Где?» малыш глазами находит знакомый предмет и это говорит нам о том, что внутри он уже разговаривает и многое знает. В этом же возрасте могут появиться и первые слова, настоящие. Как правило, это слова двусложные, состоящие из одинаковых слогов. Ма-ма, дя-дя, па-па, ба-ба, ка-ка, — вот возможные варианты произносимых слов.

8 месяцевА какие слоги говорит ваш кроха? Обращены ли они на конкретных людей? Какие предметы из окружающей обстановки он знает и насколько легко находит их?

Ребенку 1 год

К 12 месяцам большинство детей используют в своей речи от 5-6 до 20 слов. Теперь и интонационная окраска меняется, малыш может произносить слова с вопросительной интонацией, они могут звучать жалобно или радостно. Эмоциональная окраска речи говорит о правильно сформированном навыке сенсорной речи, над которым мы работали почти с самого рождения ребенка. Чтобы вам было легче понять, что требует особого внимания, нужно немного изучить вопрос как развивать речь ребенка в 1 год.

Роль речи в развитии ребенка

Всегда следует помнить, что каждая из познавательных функций детской психики не развивается обособленно от других.

N.B. Попробуйте сами повторить слова из мультика про Винни Пуха, закрыв уши руками. Или представьте, как выглядит море, если вы впервые слышите шум прибоя, закрыв глаза. Представили? Теперь вам понятно, как трудно малышу до года накапливать опыт, если информация преподносится неверно или не полностью. Все надо развивать в совокупности. Поупражняйтесь в этом сами и подумайте, какие сферы психики ребенка мы развиваем с помощью аудиокниг. Выразите свое отношение к аудиокнигам на форуме.

Начинать подготовку ребенка к использованию речи следует с самого рождения, об этом говорилось выше. Не забывайте, что вы должны соблюдать регулярность и внимательность в занятиях. Я не призываю вас проводить с малышом урок, ни в коем случае!

Все ваши действия и обучающие моменты должны носить ненавязчивый характер и использоваться в моменты активности ребенка.

Наиболее благоприятное время для внесения игр-упражнений – утро или после дневного сна. Мозг малыша отдохнул и готов к восприятию новой информации.

1 год

В начале жизненного пути у ребенка активно развиваются все психические процессы, особенно память. Используйте это для развития импрессивной речи малышей до года.

«Импрессивный» — значит «впечатляющий», значит, вы должны впечатлить ребенка настолько, чтобы ему хотелось продолжить вашу игру. Для облегчения адаптации маленького человека во взрослом мире, информацию подавайте небольшими порциями, четко ограниченную короткими выражениями. Например: «Это стульчик. Он синий. Садись на стульчик, Дашенька!» Повторив слово «стульчик» в разных предложениях несколько раз, Дашенька безошибочно укажет вам на стул в ответ на вопрос «Где?» и так далее.

Пребывая с крохой дома, на прогулке, в гостях, взрослые обязательно должны проговаривать то, что они делают.

Перед тем, как малыш скажет свое первое слово, вы точно будете знать, что в его голове уже есть запас знаний, а рассказать об этом ему просто не хватает полной сформированности речевого аппарата. Чтобы ваше общение приносило не только удовольствие, но и пользу, вы можете подобрать игры для развития речи детей первого года жизни.

N.B. А теперь попробуйте выучить с малышом слово «Мячик». Как познакомите его с новой игрушкой? Какие описательные слова вы подберете? Поделитесь вашими мыслями или опытом в комментариях к статье. Возможно, вашим советом воспользуется кто-нибудь из читателей.

Речь ребенка первого года жизни развивается от месяца к месяцу, малыш накапливает опыт общения. Сначала с мамой, папой и другими родственниками, проживающими вместе с ним. Позже в круг общения включаются сверстники и воспитатели детского сада, а потом школьный и студенческий коллективы.

Вся жизнь человека связана с общением, построением диалогов, деловых и личных отношений. Именно поэтому следует подходить к вопросу развития речевых навыков у малыша первого года жизни очень ответственно.

Не забудьте заглянуть на нашу страничку в социальных сетях, порекомендуйте вашим друзьям поискать ответы на вопросы воспитания и ухода за детьми в статьях нашего блога. Запомните главное правило родителей: не переусердствуйте и не сравнивайте вашего кроху с другими детьми. Помните, у каждого свой темп развития.

А главное – любите. Любовь родителей – это крепкий иммунитет на всю жизнь.

В надежде на новую встречу не прощаюсь надолго.

Хочешь создать свою методику развития ребенка? Присоединяйся и читай этот блог!

Вам так же будет интересно

  • ;-)
  • :smile:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :cry:
  • :cool:
  • :???: