Как развивается речь детей старшего дошкольного возраста: обзор игр

Как развивается речь детей старшего дошкольного возраста: обзор игр

Приветствую всех гостей и друзей блога! Мы рады, что наши странички не скучают без читателя, приятно, когда наши старания кому-то нужны.

Сегодня у нас очень важная (очередная ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ) тема, которая, надеемся, будет интересна и полезна родителям старших дошкольников и малышей до 5 лет.

Возраст 5-7 лет приносит детям и родителям немало хлопот, ведь скоро время поступать в первый класс! Еще столькому нужно научиться и ничего не упустить.

N.B. Одним из важнейших процессов развития, на котором базируется все остальное – это речь. Дети уже имеют опыт общения, они успели привыкнуть к тому, что речевые задачи способны решать множество вопросов. Речь как способ коммуникации перестает быть чем-то неопределенным или недосягаемым.

Это вполне реальное достижение теперь способно помогать ребенку в достижении целей, в донесении и обсуждении информации. А нам с вами необходимо учитывать особенности каждого малыша, чтобы понимать какие нюансы может иметь развитие речи детей 5-6 лет.

К нюансам можно отнести и объем активного словаря, и особенности выражения эмоций в словах, и степень овладения грамматическими структурами.

Тропинка стараний

Прежде чем приступить к обзору развития речи старших дошкольников, оговоримся, что уровень формирования навыков речи определяют с помощью диагностических методов. Диагностика речи не занимает много времени. В ней главное – доступность и объективность оценки.дети

При проведении исследования оценивается умение ребенка повторять услышанное близко к тексту (пересказ), придумывать истории или сказки (сочинение), умение различать жанры произведений (рассказ, стихотворение), подбирать слова-синонимы или антонимы и пр.

Чтобы сопоставить данные диагностики с нормативными показателями, нам нужно знать основные моменты развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Речь дошкольника на 5 году жизни делает очередной скачок, это период, когда речевая функция формируется и трансформируется на общем фоне развития ребенка в 5 лет.

Рекомендую к прочтению: Развитие ребенка в 5 лет: на то обратить внимание

Дети в этом возрасте уже хорошо владеют речью, понимают и знают много слов, около 2500—3000 слов. Слова уже встречаются сложные, на которые нужно потратить немало усилий (бетономешалка, экскаватор), некоторые звуки все еще могут вызывать затруднения, но несколько занятий с логопедом способны быстро исправить ситуацию.

Полезными и эффективными в любом возрасте являются упражнения из артикуляционной гимнастики, скороговорки и чистоговорки, разучивание стихов и театральные постановки.

Подборка книг по теме:

N.B. Совет для родителей: не коверкайте слова, когда общаетесь с ребенком, для него лучше, когда он слышит правильную чистую речь. А на «детском» языке вы можете обсудить с коллегами речевые достижения ваших детей. Это на самом деле очень мило, можете просто записать на видео самые интересные разговоры или в дневник развития малыша.

Немаловажным является и факт того, что старший дошкольный возраст – это этап, когда дети все чаще замечают ошибки в речи, более того, они умеют их самостоятельно исправлять. Ребенок как будто слушает себя со стороны, находя неточности и стараясь от них избавиться.

Это умение благотворно влияет на саму речь и общее развитие ребенка-дошкольника.

Говорим красиво и правильно

Будучи уверенным в правильности своей речи, малыш чувствует прилив энергии, внутреннюю поддержку, что помогает ему в освоении грамматической структуры речи. В наших силах привлечь ребенка в игру, которая облегчит процесс формирования навыков грамматики.

Среди игр на развитие грамматического строя речи можно назвать самые распространенные, которые помогают ребенку закрепить свои знания в образовании множественного числа, использовании суффикса для нового слова, усвоении правил грамматики при назывании принадлежности чего-то кому-то и пр.5 лет

Такие игры можно придумать на ходу, находясь с малышом на прогулке и по дороге в детский сад. Увидели на улице магазин игрушек, рассказали, что в магазине продается куклА. А вот у Машеньки нет еще такой куклЫ. Или на дороге стоит большая машина, а у Ванюши под стулом маленькая машинКа. Взрослые сидят на стуле, а дети на стульЧИКе. У меня в сумке МОЙ телефон, а это (обнять малыша) МОЕ сокровище. Вот так и дорога веселее, и учеба приятнее.

Пособия для занятий по развитию речи родители тоже могут приготовить своими руками. Чего только стоят одни карточки с изображением или аппликацией предмета и буквами, рассеянными вокруг него. Внизу можно добавить клеточки или кружки по количеству букв в слове. Например, картинка «Чайник», вокруг нее буквы, участвующие в этом слове, а внизу клеточки для вписывания букв.

чайник

Таких карточек можно сделать много, с их помощью малышу будет легче понять строение слова, когда он будет подкреплять свои знания изображением.

Другой вариант игры на развитие речи – картинки с изображением однокоренных слов. Сюда лучше подключить две картинки по одной теме, а третью – отвлеченную. Задача ребенка – исключить лишнюю картинку. Наряду с развитием речи мы тренируем и логическое мышление.

N.B. Придумайте, какие слова и картинки можно использовать для подобного задания по теме «Зима».

Пример: снеговик, снежинка, мороз. Что лишнее?

Связная речь – отражение мышления

В старшем дошкольном возрасте уровень развития мышления оценивается, в том числе, по показателям использования связной речи. Связная речь является последним звеном в цепочке развития и овладения родным языком. Она основана на мыслительном процессе, в течение которого малыш строит план своего рассказа:

  • С чего начать
  • На что обратить особое внимание
  • Как преподнести событие
  • Сформировать рассказ последовательно
  • Чем закончить

Так что при обучении ребенка рассказыванию мы преследуем не одну цель, убиваем, что называется, двух зайцев. А чтобы процесс обучения не был скучным, можно предложить родителям сделать игровые материалы для развития связной речи своими руками. Развивать связную речь нужно в нескольких направлениях, учитывая особенности каждого аспекта.речь

Ведь связная речь присутствует во всех областях и гранях нашей жизни. Можно создавать и обыгрывать ситуации для развития связной монологической и диалогической речи.

Рекомендую к прочтению: Диалог или как научить ребенка вести беседу

Развиваем монологическую речь с помощью:

  • с помощью пересказа (Мне нужно сбегать на кухню, закипятить молоко. Ты досмотри мультфильм, а потом мне расскажешь, чем все закончилось),
  • описания (Посмотри на эти моркови. Они немного разные. Какую из них нам лучше купить? Какая нам подходит? Почему?),
  • сочинения с элементами рассуждения (Мышонок не хочет высаживать цветы. Давай попробуем его убедить, что цветы – это хорошо. Для чего они нужны? Что нужно, чтобы их высадить? Какие цветы можно вырастить?) и пр.

Диалоги со связной речью отлично подойдут для сюжетных игр, например, в больницу (Зайчонок заболел. У него болит живот. Он ел в лесу малину. Давай поможем его вылечить. Что нужно сделать сначала? А потом?) или в магазин (Вы продавец? Я хочу купить мороженое для своей дочки. Подскажите мне, какое выбрать. Почему именно это?) и пр.

Можно наряду со связной речью развивать и письменную, создав плакаты или открытки для членов семьи, пригласительные на премьеру или день рождения.

Мышление вместе со связной речью развивается с помощью логических игр, которые можно устраивать и придумывать на ходу: встали утром – ритуальное одевание, разложенная одежда в нужном порядке; идем в супермаркет – обсуждаем меню ужина и необходимые продукты; идем из садика – делимся впечатлениями о прошедшем дне и т.д.эмоции

Чтобы речь ребенка была наполнена красотой и простотой, активно используйте влияние устного народного творчества. Лучше, чем скажет сказка, не скажет никто. Только здесь присутствует тот необычайный дух творчества, таинственности и доброты. Мелодичность описаний о том, как жили-были, что ели и что пили, как боролись со злом, не могут оставить равнодушной отзывчивую детскую душу.

Ребенку обязательно захочется быть похожим на победителя Кощея или Бабы Яги, спасителя Василисы Прекрасной или смелого богатыря Илью Муромца.

Как бы ни складывались ваши отношения с обучением и развитием речи вашего ребенка, нужно помнить о главном – не перегружайте мозг малыша информацией и все задания преподносите только в игровой форме. Такой подход обеспечит вам и ребенку много радостных минут вместе.

Смотрите видео по теме:

Приглашаем вас присоединяться к нам в социальных сетях и рассказывать своим друзьям и знакомым о том, что нового и интересного вы узнали на наших страницах.

Обновления, как всегда, для вас. Веселых и содержательных вам разговоров.

Всего доброго!

Хочешь создать свою методику развития ребенка? Присоединяйся и читай этот блог!

Вам так же будет интересно

  • ;-)
  • :smile:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :cry:
  • :cool:
  • :???: