Как песочная терапия способствует развитию сенсорики у детей

Как песочная терапия способствует развитию сенсорики у детей

Добрый день, уважаемые взрослые и дети! Очень приятно снова приветствовать вас на нашей страничке.

Как вы думаете, какому сезону наиболее близка наша сегодняшняя тема? Полагаете, это лето? Позвольте с вами не согласиться. Для работы и игр с песком нет границ времен года, а зимой, согласитесь, это даже забавно, представлять себя на морском побережье.

Все помним из детства игры в песочнице, строительство башен на берегу моря из мокрого песка и рытье глубоких колодцев в желании добраться до источника.

Вряд ли наши родители могли знать, что в педагогике и психологии существует такое направление – песочная терапия как средство сенсорного развития. Нас просто вывозили к морю, водили в детский сад, где на каждом участке стояли деревянные песочницы, мы ездили на дачу к бабушке, где дедушка с любовью устанавливал ящик с песком для внуков.


N.B. Песок, предназначенный для детских игр, нужно выбирать очищенный или очищать его самостоятельно. Обычно используют карьерный или речной. Перед подачей в песочницу песок просеивают, чтобы детям остались только мелкая и средняя фракции. После этого его нужно промыть, продезинфицировать, прокалить в печи. Термическую обработку проделывать не реже одного раза в неделю. Теперь можно давать песок ребенку.

Полезные игры

Осмелюсь предположить, что любой ребенок будет с радостью рыться в тазу с песком или бегать по краю морского отлива. По-моему, редко можно найти столь увлекательное занятие, это одно сплошное удовольствие. Но нам, современным родителям, трудно иногда смириться с тем, что мы в чем-то не смогли найти обучающее и развивающее зерно.

Спешу вас успокоить: в играх с песком и того и другого предостаточно! Так что, можете, не раздумывая, отправлять ваше любимое чадо в песочницу или сделайте ее у себя дома. Как, мы обязательно расскажем позже. А сейчас давайте разбираться, что же такого полезного и важного скрывают от нас маленькие песчинки.

Всем нам давно известно о связи рецепторов на кончиках пальцев с корой головного мозга. В песчаных дюнах прячется наше спокойствие, наше внутреннее «я», наши реальные желания и мечты. Как это ни банально звучит, но мы можем излить на песок то, что нас беспокоит и смущает.

Теперь представьте, что чувствует ребенок, который еще не понимает своих чувств, не может объяснить ощущений и эмоций. Не скажу, что песок поможет найти нужные слова, но то, что поможет расслабить нервную мускулатуру, точно.

Неторопливые движения пальцев, ныряние в недра теплой песчаной волны, вытекание сквозь пальцы, – все это создает атмосферу этакой прострации, временного гипнотического состояния, расслабления и даже чувство обновления.

После подобных сеансов чувствуется прилив сил, уверенность в своих действиях, возможно даже некая переоценка травмирующей ситуации.

Мы привыкли воспринимать слово «терапия» в ракурсе лечения, избавления от чего-либо. Да, и песочная терапия тоже используется как метод лечения у детей с задержкой в развитии, проблемами психоэмоциональной сферы, неврологических расстройствах и пр. Песок помогает выразить проблему посредством отображения в игре и решить ее. Но мы не будем сегодня говорить о реабилитации детей с особенностями развития.

Сегодня наша задача заключается в том, чтобы выяснить, как работать с песком для достижения эффекта в развитии сенсорных качеств у здорового ребенка.

Каждый возрастной этап сенсорного развития дошкольника характеризуется формированием того или иного свойства познавательной сферы. И что особенно важно, сенсорное развитие является основой основ дошкольного детства, поэтому обратить на него внимание просто необходимо.

Играть в песке наши малыши готовы с того момента, как они могут самостоятельно передвигаться и достичь интересующей их цели. Годовалый малыш, во дворе впервые ощутив в руке песчинки, вряд ли захочет быстро прекратить новую игру.

Мы, конечно, не помним свое первое знакомство с песком, но сенсорная память то и дело позволяет нам переживать приятные ощущения каждый раз, когда мы прикасаемся к этому волшебному материалу.pesochnitsa

N.B. Неоднократно в наблюдениях педагогов и психологов затрагивалась тема обмена энергетикой. Песок способен впитывать отрицательную энергию, негатив, раздражение и агрессию. Зная об этом, у нас возникает нормальное желание освободить нашего ребенка от подобной тяжести, и мы предлагаем ему повозиться с машинками или пупсами в коробке с песком.

Сенсорное развитие малыша включает в себя множество сфер, большинство из которых будут формироваться и развиваться в течение всего периода дошкольного детства. Наша с вами цель – добиться гармоничного развития личности ребенка, чтобы у него не было скачков, когда, например, зрительное восприятие работает отлично, а с восприятием материала на слух проблемы.

Начало песочного пути

Использовать песок как средство терапевтического воздействия начинают уже в раннем возрасте. Конечно, малыш от 1,5 лет еще не сможет играть фигурками и проигрывать ситуации или даже простые сюжеты. Пока его руки просто заняты самим песком и различными формочками, совками и граблями. Этого достаточно.

Для самых маленьких предлагаем использовать мельницы для песка, воронки и различные емкости разного объема. Играя, малыш запросто усвоит, что сухой и теплый песок легко просыпается в дырочку воронки, а мокрый хорошо лепится, и из него получаются красивые фигурки.

Можно попробовать рисовать палочкой на влажном песке, оставлять следы пальчиками и ладошками, да мало ли какие еще темы для игр вы можете выбрать.pesok

В раннем возрасте у малышей начинается предметная деятельность, они осваивают свойства предметов, узнают о новых явлениях и учатся манипулировать мелкими предметами в игре. Наряду с этим развивается мышление, в котором формируются образы. Их ребенок соотносит с тем, что видит перед собой и может потрогать.

Песок помогает не просто увидеть предмет, но и ощутить его, запечатлеть и сохранить в памяти.

Свойства песка улучшают микроциркуляцию крови, оказывают массажное воздействие, на подсознательном уровне помогают ощутить себя в пространстве, проникнуть в свой внутренний мир и привести эмоции в некое равновесие.

Как всегда, поделюсь собственным опытом работы с песком. Мои малыши получили в пользование таз с песком в возрасте 1,2 месяца, как раз было лето. Мы играли с ведрами, лопатками, грабельками, мельницей, стаканами из-под йогурта, пластиковыми ложками из детского питания.

Кроме этого, мы закапывали в песок орехи, палочки, коробочки с киндеров, крышки от банок, ключи, резиновые игрушки и шарики из бумаги. Прятали собственные ручки, а потом с радостью их находили. Посыпали песком дорожки и делали массаж стоп, а в конце дорожки ставили тазик с теплой водой.Для рисования мы играли в барабан, хлопали ладошками по поверхности песка, пока она не станет гладкой. Рисовать на песке палочками нам не нравилось, зато мы оставляли круги с помощью пластмассовых стаканчиков, ведерок и всего что могли найти круглого. Так мы выучили геометрическую фигуру круг и узнали о размерах – большой и маленький.

Неоднократно мы пытались проводить на песке игру для детского массажа «Рельсы, рельсы». Малыши как могли, повторяли за мной действия. А потом мы поняли, что больше всего нам нравится изображать:

  • горох (тыкать кончиками пальцев в песок),
  • уточек (захватывать песок щепоткой из 2-х или 3-х пальцев, кстати, очень полезное упражнение для мелкой моторики)
  • и слонов (стучать кулачками по песку, хотя сжимать кулачки еще не очень получалось)

N.B. Малышам до 3 лет игра с песком помогает в адаптации в детском саду, если малыш попадает туда в раннем возрасте. Это привычная и понятная ему деятельность, игра, которая помогает расслабиться, ощутить себя в коллективе, почувствовать внимание чужого взрослого.

В свою очередь, воспитателю необходимо наладить с новичком контакт и помочь ему стать более открытым к новому общению. Песочная терапия поможет в этом как нельзя лучше.

Жители песочной страны – лилипуты или «Гулливеры»

Возраст дошкольного детства  от 4 лет приносит в жизнь семьи и самого маленького непоседы множество нового. Малыш достаточно общителен, у него много эмоций, в течение дня он переживает по разным причинам. Все это приводит в тонус его нервные волокна, которые как натянутые струны напрягаются и норовят лопнуть в любой момент. Малыш не знает и не видит выхода этому напряжению.detiЗдесь на помощь приходит «волшебный сундучок», в котором живут маленькие герои, друзья нашего карапуза. Какое бы ни было время года за окном, в любую погоду царство песка в вашем распоряжении. Речь идет о емкости для песочной терапии в домашних условиях. В возрасте 4-5 лет малыш уже сможет играть с песком аккуратно, почти не рассыпая его.

А теперь домашнее задание для папы. Нужно подыскать подходящую емкость, по возможности деревянный ящик, лучше, если он будет прямоугольный. Размеры для малышей до 3 лет 50 см на 70 см, для детей постарше можете выбирать большие исходя из своих возможностей и габаритов помещения. Важна глубина. Она должна быть не меньше 8 см.

Теперь ваша задача – выкрасить внутреннюю и внешнюю поверхность песочницы в голубой цвет. Те, кто уже опробовал эту методику, утверждают, что таким образом ребенок лучше узнает окружающий мир, у него развивается пространственное мышление. Голубой цвет символизирует в данном случае небо и воду. Получается очень красиво, когда из насыпанных барханов песка просвечивает гладь озера.

Установите готовый ящик на невысокий стол, подходящий под рост ребенка, закрепите его, наполните песком на 2/3 и ваша песочница готова. Теперь можно заселять ее жителями и обустраивать их быт. Для этого подойдут любые маленькие фигурки, их к такому возрасту накапливается немало.

Это могут быть модельки автомобилей, миниатюрные домики, фигурки животных, человечки и пр. очень важно, чтобы фигурок людей было как можно больше, разных. Им предстоит большая работа, быть друзьями и недругами нашего малыша.

Также для наполнения нужны предметы домашнего обихода, муляжи продуктов, кукольная мебель, природные материалы, различные веточки, листья, шишки, желуди, каштаны и пр.

N.B. В моменты, когда вы почувствуете, что малыш напряжен или чем-то расстроен, предложите ему ситуативную игру, придумайте название и вместе идите и выбирайте себе героев. Игра, в которой малыш переносит свое беспокойство в емкость с песком, называется проективной (от понятия «проецировать»).

Для детей дошкольного возраста можно придумать множество проективных игр в песке, в процессе которых вы наблюдаете за его поведением, словами его героев, и учитесь глубже понимать огромный внутренний мир маленького человека.

С детьми дошкольного возраста легко играть в песочнице, когда взрослый придумывает разные забавные игры, а потом и сам малыш начинает фантазировать.

Сначала можно рисовать несложные картины (солнышко, дождик, тучку), потом усложнять сюжет или обучаться чтению и счету, рисуя буквы и цифры пальчиками.

Такие занятия доставят ребенку массу удовольствия, и он сам не заметит, как укрепится его внимание, оно станет произвольным, как окрепнет его память, он будет вспоминать рисунки на песке и проводить аналогии.

Детские познавательные процессы имеют одну очень важную особенность – они формируются в дошкольном детстве и только в игре. Вы можете подобрать любые развивающие игры и адаптировать их к песчаным просторам. Маленькие фигурки станут вашими помощниками, хоть они и совсем лилипуты, но работу они выполняют точно Гулливерскую.

Песочная терапия как средство развития сенсорных способностей дошколят, наверное, один из немногих методов, которому не нужно специально обучаться. Почему детей так притягивает игра в песке? Потому что на подсознательном интуитивном уровне они чувствуют исходящую от песка силу, энергетику, мощь, тепло.

Они не знают обо всех этих психолого-педагогических приемах, но выбирают игры с песком, руководствуясь самым верным компасом – своей внутренней потребностью, тягой к самопознанию и определению своего «Я» в окружающем мире. А если нам ничего не стоит помочь в этом любимому крохе, кто же из родителей закроет глаза и уши и пройдет мимо? Я думаю, таких нет.

Я желаю вам и вашим малышам развиваться правильно и гармонично, и пусть все их детские страхи и обиды протекают сквозь пальцы, как песок, не оставляя следа в ранимой детской душе.

Пусть в вашей песочнице песок всегда будет теплым, на нем сияет веселое солнышко, а маленькие фигурки воплощают только радостные и светлые моменты вашей жизни. Из них по песчинкам собирается счастье!

И в заключении хочется привести слова известного русского педагога К.Д. Ушинского: «Самая лучшая игрушка для детей – это куча песка!» Мы в этом убедили и вас, я надеюсь.

Будем ждать нашей следующей встречи, а о чем она будет, читайте в обновлениях. Как всегда, надеемся на ваши комментарии и отзывы. Для нас очень важно знать, что из предложенных материалов вам понравилось и поселилось у вас дома, а что не получилось и почему.

Следите за нашими новостями и заглядывайте к нам чаще.

Всего вам доброго, до свидания!

 

Хочешь создать свою методику развития ребенка? Присоединяйся и читай этот блог!

Вам так же будет интересно

  • ;-)
  • :smile:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :cry:
  • :cool:
  • :???: