Отсутствие речи у ребенка – повод серьезно задуматься над проблемой

Отсутствие речи у ребенка – повод серьезно задуматься над проблемой

Желаю всем доброго дня! Рада вас приветствовать на страницах блога. Приятно, что вы продолжаете обращаться к нам, даете советы и поддерживаете наши идеи.

Сегодня разговор пойдет о проблемах в речевом развитии ребенка.

N.B. Вот вам ситуация: малышу 6-7 месяцев, в общение со взрослыми он не вступает, родителям не мешает, ведет себя тихонько и все довольны. Подобные примеры должны насторожить. Все вы знаете, что речь развивается с рождения, и в 6-7 месячном возрасте звуки, которые произносит малыш, уже можно назвать речью. В норме к этому возрасту ребенок уже прошел стадию гуления и вступил в активную фазу формирования лепетных слогов.

Отсутствие речи у детей – тревожный сигнал родителям о том, что развитие малыша дало сбой системы, и реакция на подобные вещи должна быть незамедлительной.

Как узнать, что это ОНО

Возраст, когда точно можно определить, действительно ли есть проблемы с развитием речи, сдвигается специалистами примерно к 2-3 годам. Однако есть моменты, на которые вы непременно обратите внимание, если знаете нормативные показатели развития речи в детском возрасте.

Важные изменения в речевом развитии происходят уже на первом году жизни малыша. Вы условно подразделяете периоды формирования речевых навыков:

  • Гуление – возраст около 2-3 месяцев. Кроха нараспев и очень охотно распевает песни в кроватке, это похоже на долгие «аххха», «агггу», «агггы» и прочие. Совершенно необходимо отмечать у малыша оживление в настроении при появлении мамы или обращении к нему. Улыбка служит сигналом и приглашением продолжить разговор.
  • Лепетный период – до 8-10 месяцев. Карапуз учится говорить слоги, они могут быть разнообразными (ба, ма, бу, ди и т.п.), а могут носить характер повторения одного слога с редким отвлечением на другие звуки. Но со временем это все же должно случиться.
  • Возраст первых слов – 10-12 месяцев. То, что это слова, вы догадаетесь, когда заметите, как малыш указывает в сторону предмета или человека, о котором говорит. Так, слог «ма» может означать – МАМА (хотя это слово малыш учится произносить раньше других и говорит его полностью), МАлина, МАшина, МЯсо, слова, которые начинаются на МА, или в которых этот слог присутствует – зиМА, сМОродина (говорим сМАродина) и пр.

Нормы эти, конечно же, весьма условны, но если малыш растет, а речь не появляется ни в какой из этих форм, это повод обратиться к специалистам.

Наука определяет отсутствие речи (полное или частичное) у ребенка таким термином как алалия. Это самое тяжелое поражение, и связано оно с нарушением функций головного мозга вследствие поражения участков, ответственных за восприятие и воспроизведение речи. Самым важным является тот факт, что слух и интеллект при этом не нарушаются.

N.B. Посмотрите в дневнике развития вашего малыша, какие звуки и слоги он произносил в определенном возрасте? Было ли это в рамках нормы? Какими были его первые слова? Всем приятно вспоминать себя маленькими. Поделитесь с нами своими детскими воспоминаниями и смешными словами, которые вы говорили.

Истоки молчания

Как и любое заболевание, отсутствие речи у детей имеет под собой ряд причин. Все они имели место в период беременности, рождения или раннего детства – от рождения до 3 лет. Рассмотрим основные из них.речь

  1. Во время беременности женщина перенесла тяжелый токсикоз (ранний или поздний) или болезнь на раннем сроке.
  2. Если плод был внутриутробно инфицирован
  3. Возможные механические травмы беременных с падениями и травматичными последствиями для плода
  4. Когда пуповина обвивает шею ребенка и вызывает гипоксию
  5. Если роды ребенка были раньше срока или тяжелые, асфиксия малыша при родах
  6. Раннее вмешательство медикаментозных средств (наркоз, тяжелые препараты и др.)
  7. Травмы головы или поражение головного мозга, сопровождающееся, например, энцефалитом

N.B. Это не значит, что дети, которые родились после тяжелого токсикоза и с гипоксией, будут страдать алалией. Просто риск возникновения подобного заболевания выше.

Болезнь может проявить себя в одной из двух форм (сенсорной и моторной) либо в обеих (смешанной). Сенсорное расстройство встречается реже. При подобном заболевании пораженной оказывается височная доля головного мозга, центр Вернике. При этом ребенок может много и неплохо говорить, но смысл в его речи будет отсутствовать, это напоминает словесный «винегрет».

Если отмечается моторная форма болезни, то следует знать, что малыш вас хорошо понимает, но воспроизвести не может в силу поражения лобно-теменной области мозга, центра Брока. Вместе с этим страдают память, внимание, интеллект, нарушается координация и мелкая моторика, малышу трудно справляться с пуговицами и шнурками.

Отсутствие речи может указывать не только на поражения полушарий головного мозга, малыш может хранить молчание и по другим причинам. Например, в семьях с нестабильной или нездоровой атмосферой вполне можно встретить молчуна.

Заниматься проблемой отклонений в развитии речи нужно как можно раньше.

Зная, что ребенок в 2 года должен пытаться составлять короткие предложения, родителям необходимо уделить этому вопросу максимум внимания. Если начать исправлять ситуацию в раннем возрасте, можно добиться неплохих результатов и помочь ребенку жить и развиваться нормально.

В 3 летнем возрасте у малыша возрастает потребность в увеличении социальных контактов, он стремиться узнавать новое, задавая множество вопросов взрослым. Что же делать родителям, у которых ребенок молчит, ничего не спрашивает, произносит несколько слов?

Прежде всего, понять, что стало причиной подобной задержки речи или отсутствия таковой. В этом поможет поход к специалисту в области неврологии. После выяснения причин можно приступать к исправлению дефекта. И важно учитывать, что при диагнозе алалии (сенсорной или моторной) лечение в 3 года будет гораздо успешнее, чем в 4 или 5 лет.чтение

С 4 лет можно начать логопедические занятия. Это возраст, когда дети воспринимают задания-игры с радостью, а значит, возможны положительные сдвиги в сторону выздоровления. Ребенок в 4 года уже способен выполнять и понимать несколько поручений и просьб взрослого. Это будет указывать на то, что понимание речи окружающих восстановилось или сохранилось, что очень важно для восстановления речи.

А с таким багажом вполне можно приниматься за решение серьезных проблем. И самое главное, рассчитывать на благополучный исход.

Если спохватиться после 5 лет, у малыша вполне обоснованно может начаться задержка в психическом и интеллектуальном развитии. Закономерные процессы детской психики пойдут на спад, если не получат поддержки со стороны речевого аппарата. Ведь общение после 3 лет имеет для крохи решающее значение. Все, что происходит позже, не должно идти вразрез с общением в среде взрослых и сверстников.

Никто вам не будет обещать, что ваш ребенок будет полноценно говорить в полном смысле этого понятия, если вы обратитесь за помощью, когда малышу придет время приступать к школьному обучению. Возраст 6-7 лет – период активного познания, обучения, восприятия информации в разных формах.разговор

И вполне возможно, что ваш ребенок не займет позицию отличника, ведь у него наверняка будет рассеянное внимание, плохая концентрация, слабая способность к запоминанию. Чаще всего такие дети имеют и другой диагноз – гиперактивность. Их умственное развитие отстает от физического, им трудно дается учеба и общение с одноклассниками.

Наблюдая за своим малышом, который только начинает свой жизненный путь, присмотритесь и прислушайтесь к нему и к себе: все ли вы сделали, чтобы малыш чувствовал себя в этом мире уверенно, спокойно и радостно? Хорошо ли работает ваш язык в течение дня и достаточно ли получает информации к размышлению мозг вашего крохи?

Видео по теме:

Если у вас есть сомнения, обратитесь к профессионалам. Они помогут сделать правильные выводы о состоянии вашего карапуза на данный момент и разработать программу мероприятий для вашей семьи.

В любом случае, будьте уверены в себе и доверяйте своему ребенку. О доверии не говорят громко, оно отражается в глазах, поступках и прикосновениях. Там где есть доверие, там будет понимание и успех. И  вам от души этого желаю!

Всего вам доброго! Оставайтесь с нами! До встречи!

Хочешь создать свою методику развития ребенка? Присоединяйся и читай этот блог!

Вам так же будет интересно

  • ;-)
  • :smile:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :cry:
  • :cool:
  • :???: