Пошаговое речевое развитие детей дошкольного возраста

Пошаговое речевое развитие детей дошкольного возраста

Приветствую вас, дорогие читатели нашего блога! Речь для человека – основной способ коммуникации, поэтому овладение ею очень важно для гармоничного существования каждого малыша. Несмотря на тот факт, что дети рождаются бессловесными и беспомощными существами, у них уже есть язык, свой собственный, особенная форма донесения информации родителям.

Все мы прекрасно знаем, каким образом малыши пытаются нам что-то сказать. Другое дело, что иногда нам сложно понять причину слез и крика крохи. Поэтому природой заложено, как он должен развиваться в целом, и как происходит становление конкретно речи.

Речевой навык базируется на основе опыта, который накапливает малыш на протяжении первых 12 месяцев развития. Родителям очень важно знать основные этапы развития речи детей, чтобы не упустить период активного накопления запаса слов и прививание основных понятий родного языка.

Нормативные показатели речевого развития

Каждому навыку соответствует определенное понятие нормы и отклонения. Сейчас мы не будем вдаваться в подробности отклонений, для каждого конкретного случая это определяется специалистом на приеме. А вот норму описать и немного раскрыть суть процесса развития нам будет удобнее и проще. Будем отталкиваться от разделения речевого развития на периоды.мама

Основные периоды речевого становления мы предлагаем рассмотреть традиционно, в соответствии с определенными психологом А.Н.Леонтьевым. Он выделяет 4 основных периода развития речевого навыка:

  1. Подготовительный – это период младенчества от рождения до 1 года
  2. Период становления и активизации речевого навыка – охватывает возраст до 3 лет
  3. Дошкольное детство – от 3 до 6-7 лет
  4. Школьный – старше 7 лет

Подобное разграничение неслучайно. Каждый период вносит в общее развитие малыша свой вклад, а речь взаимодействует с другими познавательными функциями, проходя несколько этапов становления, после каждого из них делая маленькую передышку перед взятием следующей ступени.

  • На протяжении подготовительного этапа артикуляционные органы и мозг ребенка как бы готовится к активному говорению, малыш произносит звуки, начиная с 2-3 месяцев.

Первые звуки речи – это произносимые малышом речевые единицы, в которых участвуют сначала голосовые связки, их работа важна для образования гласных звуков. Позже малыш учится справляться с согласными при помощи касательных движений губ, смыкая и размыкая их.

С возрастом артикуляция развивается и совершенствуется, произношение улучшается и стабилизируется, звуки речи превращаются в слоги, а потом в слова.левочка

Речевое развитие ребенка по месяцам до года оценивается специалистами как период закладки основ артикуляции и звукопроизношения, это наиболее важный этап в формировании отношений к окружающему миру и общению людей в целом.

В это время начинается этап гуления, малыш начинает произносить забавные звуки, похожие на воркование голубей «агу» или «угу». Гуление предшествует более сложному периоду звукопроизношения – лепету, когда крохе подвластны слоги ма-ма-ма, де-де, ба-ба и прочие.

Лепет и гуление являются важными показателями нормального развития речи у детей раннего возраста.

Таким образом, речь ребенка на первом этапе проходит три стадии развития: от крика, через гуление к лепету. Учитывая индивидуальные особенности развития каждого ребенка, родителям любого малыша все же стоит обратить внимание, если у их ребенка не сменяются этапы развития речевых функций или период крика затягивается надолго.

  • Преддошкольный период, начиная с 1 года, имеет своей целью развить речевой сегмент ребенка настолько, чтобы к 3 годам малыш мог и хотел задавать вопросы (возраст почемучек), соединял слова в короткие предложения и мог немного оперировать падежами и некоторыми формами употребления глаголов.

Активная речь развивается благодаря расширению рамок пребывания малыша раннего возраста, выходу его из домашнего закрытого помещения и общения за пределами семьи. Многие родители отдают малыша в дошкольное учреждение сразу после 2 лет. Таким образом, они перекладывают развитие познавательной сферы на работников детского сада, упуская самый важный период в жизни своего ребенка.дети

N.B. Новые знакомства и разнообразие впечатлений, безусловно, это хорошо. Но большинство эмоций, связанных с поступлением в детский сад, не всегда позитивные (расставание с мамой, общий режим, иногда завышенные требования к вопросам самообслуживания малыша). Мозг его занят поиском решения проблемы, как избежать похода в группу и удержать маму рядом.

А такие переживания не дают толчка к прогрессу, а, напротив, заставляют проявлять эмоции на уровне меньшего возраста, чтобы доказать маме, что он еще слишком мал для расставания с ней.

Специалисты предлагают родителям в период до 3 лет посидеть с малышом дома. Никто не мешает вам посещать детские мероприятия или площадки, общаться с другими детьми, не ограничивая способы и методы общения. Важно то, что развитие малыша будет происходить в соответствии с природными нормами, речь и внимание, мышление и память получат благотворную почву для роста, и в 3 года ваш ребенок сам захочет поделиться своими впечатлениями с коллективом сверстников.

  • Дошкольное детство дает ребенку и родителям материал для развития всех сфер личности.

Речевое развитие ребенка с 3 до 7 лет претерпевает значительные изменения в сторону прогресса. Некоторые звуки все еще могут быть проблемными, но задачи решаются с помощью посещения логопедических занятий, если специалист сделал подобный вывод.

Дети на 4 году жизни так отличаются от 5-6 летних, что нам остается только удивляться, насколько быстро и стремительно развивается наш кроха. Преобразование информации, трансформация зрительных образов в словесные, первые выводы и умозаключения, – все это достижения дошкольного возраста.миниатюра

Развитие речи неразрывно связано с усовершенствованием мелкой моторики и интеллекта. Речевое воспроизведение возникает после преобразования информации в трех отделах мозга, расположенных рядом. Сигналы передаются быстро, начиная от зрительного образа, подтвержденного слуховым кодом названия и возникновением ассоциативной связи – от образа к речи.

К концу дошкольного возраста дети оперируют огромным количеством слов, их предложения строятся из большого количества слов, значения которых уже успели закрепиться в памяти. Речь богата оборотами, сравнениями. Как правило, перед поступлением в школу дети хорошо изъясняются, выражают свои желания и мысли в словесной форме.

  • Школьный возраст является закрепляющим этапом в формировании речи.

Словарный запас мы пополняем еще очень долго, новые слова приходят в нашу жизнь все время и нужно быть к этому готовым.

Речь у детей нужно и важно развивать сразу правильно и ответственно. Переучиваться всегда сложнее, чем учиться. Но хочу успокоить мамочек. Не волнуйтесь о качестве ваших занятий с малышом! Главное, что вы оба получаете – общение! И оно не может быть неправильным.

Уделите время и посмотрите очень хорошее видео по нашей теме:

Ведь никто не способен придумать так много ласковых слов по отношению к своему малышу – солнышко, зайчик, рыбка, любимый, крошечка, бусинка, пирожок и т.д. А это все проявления любви. А любовь способна творить чудеса. Закончить хотелось бы словами легендарной поэтессы.

«Гладьте ребёнка по голове – это его окрыляет. Чем чаще обнимаете ребёнка – тем крепче он стоит на ногах. Целуйте постоянно дитя своё – и в его сердце всегда будет любовь»

М. Цветаева

Каждой маме легко последовать такому совету. И все у вас будет хорошо!

Советуем почитать книги:

До встречи на страницах блога! Подписывайтесь на наши новости!

Хочешь создать свою методику развития ребенка? Присоединяйся и читай этот блог!

Вам так же будет интересно

  • ;-)
  • :smile:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :cry:
  • :cool:
  • :???: