Монолог или как научить ребенка выражать свои мысли в речи

Монолог или как научить ребенка выражать свои мысли в речи

Приветствую наших читателей, больших и маленьких! Сегодня нам предстоит разобраться в вопросе, как можно научить ребенка переносить мысли в словесную форму. Мы все знаем по себе, как иногда много мыслей роится в нашей голове, а сформулировать и передать их бывает трудно.

На понимании смысла сказанного базируется ответная реакция и формируется отношение к собеседнику. Чтобы нас понимали правильно, нужно подбирать слова и выражения, которые будут полностью отражать суть мысли. Учить этому нужно с детства, пока есть возможность регулировать развитие монологической речи у детей дошкольного возраста.

N.B. Как вы знаете, весь процесс развития речи ребенка в основном базируется на обучении диалогу. Родители с самого раннего возраста, а потом и воспитатели постепенно подводят детей к тому, что им нужно связывать свои слова не только в беседу с другими людьми, а и доносить другим какую-либо информацию в виде длинного повествования. Научить ребенка выражать свои мысли правильно и есть основная задача развития навыка монологической речи.

Мы не будем затрагивать вопрос о том, что легче: обучение детей диалогической речи или развитие у них качеств рассказчика и развитие навыков монологической речи. Каждый из вас в процессе развития вашего чада сделает эти выводы самостоятельно. В любом случае, наши дети вырастут и научатся и монологу и диалогу, наша задача – помочь им в этом.

Рекомендую к прочтению: Диалог или как научить ребенка вести беседу

Действуем чувственно, но обоснованно

Каждая мама изо дня в день с утра до ночи развивает своего малыша, даже не подозревая об этом. Так что не беспокойтесь напрасно, дорогие родители. В нас всех заложено природой интуитивно чувствовать потребности наших детей в данный момент.

И если вы, играя с крохой в Угадайку, используете только лишь диалоги, ничего страшного, чуть позже в вашем игровом меню появятся игры, направленные на развитие связной речи вашего чада.дети

Не думаю, что все без исключения мамы подбирают развивающие занятия для своих детей. И тем не менее, когда ребенок идет в детский сад, там он приобретает навыки разного рода деятельности, которые потом понадобятся ему в школе. Я, конечно, вас не призываю пустить все на самотек, просто радуйтесь живому общению с вашими детьми, наряду с этим подключая игры и занятия на развитие речи.

N.B. Очень легко развивать речь детей там, где мама в течение дня не закрывает рот и проживает все время, окунаясь не только в собственные дела, но и в дела ребенка. Почему бы, скажем, не завести разговор с годовалым малышом о том, как детское постельное белье (простынка, наволочка, одеяльце) переезжают в стиральную машинку, и она начинает его стирать? Здесь и возможно новые слова, и описание действий, и похвала в помощи маме, и последовательность действия в процессе.

В течение дня включаем речевую зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел язычок гулять (открыли ротик, показали язычок)

Машет нам «Привет-привет!» (языком вверх-вниз)

Машем мы ему в ответ (помахали языку рукой перед зеркалом)

А потом он улыбнулся (улыбаемся друг другу)

А потом он облизнулся (можно на губы нанести немного меда или варенья, если нет аллергии)

Потом кончик показал (губы трубочкой и кончик языка показать)

И в ротик убежал! (спрятали язык)

Я хочу вам сказать, что развитие ребенка напрямую связано с отношениями в семье и собственно отношением к ребенку. В позитивно растущей семье дети имеют высокий уровень обучаемости и развития, и родители занимаются с ними с удовольствием. Ничего не стоит из любой игры сделать дидактическую, используя игрушки в качестве дидактического материала.мама с дочкой

Проверено на моих детях: в год им было очень интересно общаться с куклой, которая каждый день у них перед глазами. Они с удовольствием выполняли ее просьбы и искали ответы на вопросы. Так что дидактическая игра как метод развития любого навыка вряд ли себя изживет. Главное, выбираем тему и цель игры, и вперед!

Собираем мысли в единое целое

Конкретно монологическую речь можно начинать развивать после 4 лет. К этому возрасту у ребенка уже сформирован навык диалога, он легко отвечает на вопросы и задает их сам. А вот с описанием и повествованием малышу придется столкнуться вплотную. Конечно, кроха уже может рассказать немного о себе, но пока ему это легче сделать, опираясь на наводящие вопросы.

Действие с опорой на так называемый словесный образец является одним из методов обучения малыша монологической речи. Другие приемы развития монолога – дополнительные, это формирование навыка в процессе рассказывания по картинкам и опора на реальные предметы.

N.B. Повторить описание или рассказ за взрослым малышу трудно, он не может еще удержать в голове так много задач:

  • Проследить цепочку событий
  • Запомнить последовательность
  • Понять связи и сделать выводы
  • Воспроизвести все в нужном порядкемама

Именно для этой цели созданы разработки для работников дошкольного учреждения, в которых отражены особенности применения приемов обучения у дошкольников по возрастам. Начиная с младшей группы, методы и приемы почти не отличаются, меняется только объем текста и смысловое наполнение. Дети начинают применение монологической речи с описания, потом переходят к повествованию и в последнюю очередь, к рассуждению.

Каждому свое

Каждый возрастной этап характеризуется появлением и закрепление определенного навыка, что соответствует возрастным особенностям детской личности. Чтобы помочь малышу в овладении сложными навыками, взрослые применяют вспомогательные методы и соблюдают правила процесса развития. А именно:

  • Учат ребенка слушать, не перебивая, а потом делают это сами
  • Помогают малышу в освоении пересказа, рассказа и сочинения

Применение второго пункта помогает научить ребенка выражаться художественно, красиво, способствует становлению и развитию его связной устной речи. С помощью пересказа взрослый может доносить до ребенка любую информацию, включая и обучающие тексты. Рассказ-повествование из уст родителей или воспитателей (при условии, что информация эмоционально окрашена и интересна ребенку) будет передаваться в кругу детей или семьи.монолог

Таким образом, процесс пересказывания закрепляется, ребенок получает больше информации, пополняет свой лексический запас, учит и использует разные грамматические формы. Подобные «занятия» мы с вами, дорогие мамы и папы, проводим ежедневно, разговаривая с малышом.

Только нам следует учитывать, что старший дошкольник должен получать пищу для мозга в виде рассуждений, чтобы было где поискать причинно-следственные связи и вынести определенный опыт и выводы.

Помочь в обучении монологу может картинка. Вернее, серия картинок, по которым ребенку будет легче воспроизвести сюжет. Используя картинки, можно также провести несложную диагностику сформированности навыков монологической речи. Для этого подготовим 4 задания для ребенка. В исследовании участвует старший дошкольник.разговор

Вы предлагаете малышу 4 задания по очереди:

  1. Пересказать небольшой рассказ (два-три предложения будет достаточно)
  2. Составить собственный рассказ, опираясь на несколько картинок, которые нужно прежде разложить в нужном порядке
  3. Составить рассказ с элементами описания. Тема может быть любой, например, «Моя любимая игра»
  4. Придумать окончание рассказа. Здесь мы получим дополнительную информацию об уровне сформированности воображения ребенка.

Наша подборка книг по теме:

Вот мы и добрались до логического конца нашей встречи. Как видите, ваши действия наверняка отвечают всем требованиям современных методов обучения малышей дошкольного возраста. Просто мы не всегда знаем, что процесс развития поддерживается нами настолько. Подводя итог сказанному, хотелось бы пожелать вам и вашим детям содержательных дней, веселых игр и занимательных занятий с друзьями.

Видео по теме:

Следите за нашими новинками и планами на будущее. Если у вас есть вопросы или советы для других родителей, пожалуйста, не стесняйтесь, делитесь в комментариях. Каждый накапливает свой собственный опыт, и у любой мамы найдется пара «секретиков», которые могут пригодиться и другим.

Не прощаюсь надолго! Всего доброго.

Хочешь создать свою методику развития ребенка? Присоединяйся и читай этот блог!

Вам так же будет интересно

  • ;-)
  • :smile:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :cry:
  • :cool:
  • :???: