Как палочки Кюизенера помогают в математическом развитии детей: 10 простых игр

Как палочки Кюизенера помогают в математическом развитии детей: 10 простых игр

Здравствуйте, дорогие друзья! Рады вновь встретиться с вами на наших страницах. Мы с вами уже о многом говорили, делились опытом и впечатлениями. Я надеюсь, что наши встречи служат для вас не только полезным пособием для развития ваших малышей, но и доставляют вам радость общения.

N.B. Вы никогда не задумывались, почему, когда спрашивают у детей как дела в школе, чаще всего интересуют оценки по математике? Мне кажется, большинство взрослых считают, что это чуть ли не единственный школьный предмет, достойный внимания. Если оценки по математике хорошие, значит, учеба удалась.

А с другой стороны, с той же математикой и возникают чаще всего трудности у детей. От чего же зависит хорошая успеваемость ребенка, в частности в области точных наук? Может быть, детям изначально неверно преподносят основы математики? Может, есть какой-то секрет в том, как правильно обучать малышей счету и величинам?


Не секрет, что существует огромное количество разнообразных методик обучения для детей дошкольного возраста. Многие из них посвящены именно знакомству с математическими представлениями. В них авторы предлагают использовать различные дидактические материалы, от кубиков до сложных геометрических фигур.

Давайте сегодня попробуем разобраться в этом важном вопросе и рассмотрим, какое же значение имеет использование палочек Кюизенера в математическом развитии дошкольников.

Давайте знакомиться – волшебные палочки

Автор этой методики, Джорж Кюизенер, в свое время был учителем младшей школы. Свое изобретение он использовал при работе с арифметическими понятиями, применение его было простым и интересным.

Со временем автор заметил, что результаты обучения довольно высоки и достижение значительного уровня владения математикой вполне возможно при использовании такого простого метода, как деревянные или пластиковые палочки.

Педагог уверен, что применяя для занятий-игр с детьми разноцветные палочки, у ребенка со временем формируется правильное представление о величине, основанное на самостоятельных действиях и умозаключениях.

Каждая палочка имеет свою длину и цвет. Дж. Кюизенер подразделяет палочки одного цветового оттенка в группу, называя ее «семейством». Особенность каждого «семейства» в том, что длина каждой палочки отображает определенную числовую кратность. К примеру, в «семействе» красных кратное число 2 (здесь собраны образцы с длиной 2, 4 и 8 см), у желтых – 5 (соответственно, 5 и 10 см) и т.д.

Длина палочек от 1 до 10 см. Всего их в наборе 241, но есть упрощенные варианты для малышей в количестве 144 и 119 штук. Выполняя несложные действия, малыш узнает, что в длине палочки определенного цвета может поместиться некоторое количество других палочек, одна из них длиннее другой, есть среди них самая короткая и самая длинная и т.д.

Наряду с математическими представлениями у ребенка формируется и развивается не просто понятия размера, длины, а данная методика позволяет малышу расширить свои знания о пространстве и форме предметов, создать из воображения геометрические фигуры, которые можно сравнить между собой, видоизменить.Недаром говорят, что все гениальное – просто. Отечественные и зарубежные педагоги, которые попробовали методику Кюизенера в деле, с уверенностью утверждают, что применение ее способно полноценно заменить малышу конструктор и мозаику. Хотя в это трудно поверить!

N.B. Педагоги большинства направлений твердят, что нет лучшей развивающей игры чем конструктор. Ведь в нем и развитие мелкой моторики, и логическое мышление, и пространственное воображение. Какие развивающие игры есть у вашего ребенка? Слышали вы раньше о методе Кюизенера? Какие еще методики развития вам знакомы или интересны?

Кроме того, что деревянные палочки несут на себе роль обучения математике, они еще служат прекрасным средством познавательно-речевого развития. Сначала сложно понять, каким образом математические материалы могут развивать речь, не правда ли? Тем более что с познавательной стороной вроде все понятно: играем, запоминаем цвета, сравниваем по размеру, ищем похожие и т.д.

А вот с речью не все так ясно. Но, поверьте, речевое развитие напрямую зависит от того, как часто ваш малыш будет использовать эти самые палочки. Все мы уже давно знаем, что развитие мелкой моторики непосредственно влияет на формирование речи.

Вот вам и один из вариантов – мелкие мышцы на подушечках пальцев ребенка соприкасаются с твердой ребристой поверхностью палочек, ощупывают и изучают их. Импульсы поступают прямо в речевые и мыслительные центры мозга и, вуаля, речь малыша формируется в процессе игры.

Еще одними из вариантов использования палочек Кюизенера в развитии речи можно считать игры на разделение слов на слоги, изучение состава слова или составление предложений из заданного количества слов. А когда вы приступите к изучению букв, из палочек легко составить весь алфавит. Как видите, действительно универсальное средство для многогранного развития малыша-дошкольника. 

С палочками учимся, что-нибудь да получится

Использовать метод Кюизенера довольно просто. В этом и прелесть. А еще одно преимущество состоит в том, что использовать игровые материалы можно уже с детьми от 1 года и проводить занятия на развитие внимания, памяти, мышления, речи, логики. Палочки выступают для ребенка просто игрушками.

Важно, что действия с палочками производятся ребенком сначала бесцельно, а затем приобретают смысл и конечную цель. Из них можно построить любую конструкцию, сложить их в виде пирамиды или разместить как столбики.

Из описания методики Кюизенера становится понятным, что данное пособие способно облегчить процесс обучения нашим детям, если подойти к ее применению правильно и серьезно. Занятия нужно проводить ежедневно, коробку для материалов лучше сделать в виде контейнера с отдельными секциями для палочек одинакового цвета и размера.

По окончанию работы малышу самому придется расселить всех «жителей» по их домикам, а этот процесс, в свою очередь, поможет сформировать у ребенка чувство ответственности и необходимость порядка.

Сегодня рассмотрим игры, в которые вы можете играть со своим карапузом и не опасаться, что обучение математике может ему наскучить.domik

N.B. Не берусь утверждать, но думаю, что не в каждой семье родители стремятся непременно применять какую-нибудь методику развития, в особенности раннего. По принципу любого дидактического материала можно в своем окружении найти развивающие игры, в которые играть будет интересно и познавательно. Как вы развиваете математические способности у своих детей? Если еще не пробовали, то к какой из методик склоняетесь и почему?  

Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек

Начинается любая игра со знакомства. Для начала предложите ребенку посмотреть, что за посылку ему прислал сказочный герой. Пусть сам распечатает коробку с игрой. Обратите его внимание на то, что палочки живут каждая в своем домике и им этот домик очень нравится. Они очень веселые и любят встречаться все вместе, чтобы поиграть, но потом непременно возвращаются к себе в домик.

Игра 1. Занятие рассчитано на детей от года до 2 лет. В этом возрасте большинство малышей уже знают некоторые цвета. С ними можно построить дорожку, по которой Заяц отправится в гости к Мишке. Просим ребенка найти палочки определенного цвета, при этом уточняем, что она должна быть самой длинной. Если он затрудняется, помогаем и закрепляем.

Если карапуз не знает цвета или знает очень мало, применяем другой вариант игры. Сначала предлагаем малышу выложить самые длинные палочки, затем те, что короче и т.д. при этом называем цвет каждой палочки.

Игра 2. Для детей от 2 до 3 лет. Дети очень любят сказки, и на 3 году жизни они знают хорошо несколько. Среди сказок выбираем хорошо знакомую малышу и проигрываем ситуацию с героями. Например, «Колобок».

Сначала можно выложить дорожку для Колобка из палочек желтого цвета (румяный и поджаристый Колобок), затем построить схематически домики для зверей, с которыми встретился Колобок. У Зайца будет домик меньше, чем у Волка, а у Медведя – самый большой. Сравнить эти домики и обратить внимание малыша на то, что больший домик мы строили из палочек большей длины и т.д.

Игра 3. Для малышей от 2 лет. Занятие на овладение прямым и обратным счетом. Для начала берем три палочки в 1,2 и 3 см, строим из них лесенку и пальчиками идем по ступенькам, начиная с самой маленькой палочки: один, два, три ступеньки. А теперь идем обратно: три, два, один. Количество ступеней постепенно увеличиваем. Для большей реалистичности можно взять маленькие резиновые игрушки-пищалки или фигурки Киндер-сюрпризов.

Игра 4. Для детей от 3 до 5 лет. Занятие на овладение счетом. С ребенком можно проиграть целую игровую ситуацию. Зверята едут в гости. – На чем едут? – На поезде. Строим железную дорогу. Выбираем палочки самые длинные, соединяем их в рельсы, а палочки вполовину короче рельсы будут шпалами. У поезда есть вагоны (палочки, например, в 6 см), в вагонах есть строго определенное количество мест. Ставим малышу задачи:

  1. Сколько палочек-малышек можно разместить в вагоне? (6 штук)
  2. Вместе с двумя малышками кто еще может ехать в вагоне? (1+1+2+2=6; 1+1+4=6)

Игра 5. Действия по образцу. Смотрим по уровню развития ребенка. Начинать можно с простых фигур. Построить, например, домик. Попросить ребенка построить:

  1. Такой же дом
  2. Больший (меньший) дом
  3. Синий дом (розовый, зеленый…)

Игра 6. Дополнить фигуру. Обучение малыша вообразить конечный результат и закончить картинку. Взрослый выкладывает половину  рисунка, разделив картинку осью посередине. Задача ребенка – дополнить рисунок такими же элементами и закончить картинку. Это могут быть различные предметы, например, тарелка, мяч, кувшинчик и т.д.

Игра 7. На развитие внимания, памяти. Выложить перед ребенком несколько палочек (до 3-4 для начала), представить, что это конфеты. Пусть посмотрит на них и запомнит. Затем попросите его отвернуться, уберите одну палочку, ребенок повернется и должен сказать, какую «конфетку» вы съели.

Игра 8. Составление узоров. На занятии развивается творческое воображение, слуховое восприятие, пространственное мышление, речь. Вы вместе составляете узор. По очереди называете палочку, которую нужно взять и указываете ее место в узоре. Следующим ходом ребенок тоже дает вам подобные задания.

Когда наступает ваша очередь, постарайтесь разнообразить ваши задания, чтобы малыш мог повторить за вами задание и расширить свои знания. Например, взять желтую палочку и положить ее выше синей. А в следующий раз просите найти палочку, в которую поместиться три самых коротких (3 см) и уложить ее как мостик между зеленой и коричневой. И так далее.igra

Игра 9. Развитие логического мышления. Здесь как угодно разнообразно можете придумывать задания. Тоже лучше чередовать задания с ребенком. Например, найди палочку короче синей, но длиннее красной. Или покажи палочки, которые можно разместить между розовой и желтой.

Игра 10. Составление фигур. Это занятие предполагает полную свободу действий и полет фантазии. Сначала можно действовать по просьбе взрослого: сложи слона, девочку с корзинкой, троллейбус с красными окошками и т.д. А потом можно составлять, что хотите.

Если верить исследованиям, то палочки Кюизенера могут заменить любой конструктор или другие популярные развивающие игры. Какому же родителю не хочется, чтобы его чадо быстро и прочно усваивало материал и радовало семью хорошими оценками? Что ж, выбор методов и материалов за вами. Пробуйте, экспериментируйте, ищите.

Главное, чтобы вашему ребенку было интересно, и вы видели результат своих трудов. А если результат будет заметен и окружающим (в частности, педагогам), то это вдвойне приятно.

Видео вам в помощь:

Если честно, сейчас я всерьез задумалась, а не приобрести ли эти самые волшебные палочки для своих малышей?.. Вполне возможно, что в следующий раз я смогу вам поведать поучительные истории с палочками Кюизенера, основанные на собственном опыте.

Желаю вам всего доброго и жду следующей встречи с вами. Наши обновления, как всегда, доступны для вас всегда. Ну а мы, в свою очередь, ждем ваших вопросов и отзывов. До скорой встречи!

Хочешь создать свою методику развития ребенка? Присоединяйся и читай этот блог!

Вам так же будет интересно

  • ;-)
  • :smile:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :cry:
  • :cool:
  • :???: