Мнемотаблицы для развития речи детей: с какого возраста и как использовать

Мнемотаблицы для развития речи детей: с какого возраста и как использовать

Доброго всем дня! Мы, как хорошие и добросовестные родители, стремимся вложить в наших детей как можно больше знаний, научить их оперировать с предметами, читать и писать. Но прежде чем наш малыш напишет свои первые слова в прописи, нам предстоит обучить его речи как таковой, правильному владению родным языком.

Раньше люди кроме азбуки и кубиков с буквами ничего не знали, но в некоторых семьях родители проявляли смекалку и интуицию, и применяли в качестве учебных пособий различные схемы или рисунки. Это были первые попытки использования мнемотехники, что в переводе с греческого означает «искусство запоминания», «средство развития памяти».

Впоследствии в дошкольную педагогику прочно вошло понятие мнемотехники, и широкое применение получило использование мнемотаблиц в развитии речи детей. В дошкольных учреждениях в процессе занятий воспитатели демонстрируют детям специально подобранные картинки или схемы, опираясь на которые им легче воспроизвести изученный материал.

Средства запоминания

Как известно, малыши с самого раннего возраста способны воспринимать большое количество информации. Но для них важно соблюдение двух условий:

  • информация должна предоставляться в игровой форме
  • и быть эмоционально окрашенной

Недаром психологи и педагоги обращают особое внимание на сенсорное развитие детей, выделяют чувственную сферу в отдельный раздел, разрабатывают и предлагают родителям огромное количество пособий и упражнений для малышей.

мама

N.B. Да что там малыши, вы на себе проверьте! Найдите в интернете несколько незнакомых слов из сферы, с которой вы не сталкивались, и попробуйте их запомнить просто в качестве слов. А потом подберите к каждому по картинке и попробуйте снова. Второй вариант легче, не так ли? А для малышей наши слова – это как информация с другой планеты. Но когда малыш связывает слово с образом, ему становится понятно, о чем речь и запомнить его становится гораздо легче.

Педагоги любят подобные методики за их легкость в применении, высокие результаты в итоге и значительное облегчение процесса обучения у дошкольников. Теперь давайте уточним, в каких случаях могут применяться методы мнемотехники. Применение мнемотехники способно решить следующие обучающие задачи:

  • Расширение словарного запаса и развитие речи в целом
  • Развитие познавательной сферы, а именно произвольной памяти, наглядно-образного мышления
  • Расширение знаний об окружающем мире, развитие воображения, творческого начала
  • Совершенствование навыков работы пальцами с включением в работу мелких мышц руки
  • Обучение осуществлению перехода картинки (образа) в схематическое изображение (символ)

Применение элементов мнемотехники (квадратов, дорожек и таблиц) оправдано в случаях:

    • Когда нужно увеличить лексикон ребенка
    • Как дидактическую игру на занятиях по развитию речи
    • При заучивании стихов
    • Во время составления повествований и рассказов

Главное – сам процесс

Работать с мнемотаблицами легко и приятно.

Первым шагом в освоении новой информации с применением мнемотехники будут мнемоквадраты, применять которые на практике можно уже с детьми раннего дошкольного возраста, начиная с 3 лет. Вы можете закреплять или разучивать стихи с движениями. Достаточно в квадрат внести основные изображения и показать малышу, как этим пользоваться.

Переходным этапом применения мнемотехники будут мнемодорожки, состоящие из нескольких квадратов, объединенных одной темой. Например, вы можете поговорить с малышом о его любимой игрушке, описав ее разными словами, выделяя ее существенные признаки. Начиная подобные занятия в возрасте 4-5 лет, вы научите ребенка составлять рассказ или описание, с которыми обычно у дошкольников возникают проблемы.

N.B. В силу повсеместной компьютеризации всех сфер нашей жизни, которая не миновала и детей с развивающими играми на компьютерных дисках, у детей заметно уменьшился словарный запас. Об эпитетах или просто словах описания и говорить нечего. Поэтому рекомендуем в речи чаще употреблять прилагательные описательного характера, рассказывать детям истории, в которых много повествовательных моментов с элементами описания. Увеличивайте словарный запас вашего крохи, пусть его речь будет красивой и богатой.

Мнемотаблицы – это высшая форма мнемотехники. В ней можно отобразить много информации, можно применять мнемотаблицы как дидактический материал к занятиям.

мнемотаблицы

В дошкольном возрасте формируется развитие связной речи, и этому вопросу уделяется много внимания во время занятий.

Чтобы облегчить дошкольникам поставленную задачу и как можно лучше подготовить их к обучению в школе, необходимо развивать повествовательные способности ребенка наряду с произвольной памятью.

В раннем возрасте память у детей непроизвольная, запоминаются яркие образы. С возрастом нужно учить малышей следовать обучающей задаче, на слух воспринимать задание. Сначала вы будете подкреплять его картинкой, яркой и красочной, потом перейдете к преобразованию картинки в схематичное изображение, с помощью которого ребенку будет легче запоминать, а потом воспроизводить информацию.

Готовность к работе

Давайте и сами научимся использовать эту интересную технику.

дочь

  1. Сначала вы читаете ребенку текст, с которым будете работать. Читаете с выражением, с толком, как говорится, с расстановкой.
  2. Читаете снова, указывая на картинки в квадратах. Картинки должны быть достаточно яркими и крупными.
  3. Разбираете все картинки по одной, проверяя, насколько малышу понятно их содержание. Например, для расширения активного словаря малыша вы можете изобразить картинки к новым словам или к словам, которые даются ребенку тяжело.
  4. Затем вы снова читаете текст, разбив его на короткие отрывки или строчки, когда дело касается стихотворения.
  5. Теперь ребенок повторяет то, что запомнил, опираясь на картинки из мнемотаблицы.

Мнемотаблицы прекрасно играют роль опоры для повествовательных или описательных рассказов. Ребенок легко приспосабливается к изображениям, связывает их с образами из рассказа и учится подбирать слова для описания.

Старший дошкольный возраст – самый подходящий для применения мнемотаблиц.

Многие дети уже знают алфавит и умеют читать простые слова.

В мнемотаблицы теперь можно вносить слова, которые отображают основную мысль строчки или предложения. Например, составляя рассказ-описание о лете, мы можем написать слово «лето» в первом квадрате, чтобы закрепить мысль о предмете разговора. А дальше можно поместить картинки и схематичные изображения, отражающие отличительные особенности этого времени года.

Это могут быть цветы, заяц в серой шубке, спелая клубника или морское побережье.

N.B. Вспоминая себя в годы школьного обучения, вы наверняка припомните, как заучивали стихи, по несколько раз читая одни и те же строки. А стоя перед учителем, вспоминались картинки, которые были на той же странице, что и стихотворение. И память, как фотонегатив, выдавала изображение страницы учебника. И мало кто из учителей тогда советовал ученикам иллюстрировать строки или ассоциировать их с символами.

девочка

Таким образом, используя интересные методы мнемотехники, возможно, помочь детям овладеть речевыми навыками, необходимыми знаниями и помочь развитию их познавательных процессов. Заучивание стихов проходит значительно легче, если перед глазами все время возникают знакомые образы или картинки, глядя на которые можно выучить все на свете стихотворения.

Давайте попробуем «зашифровать» несколько строк детской песенки.

В лесу родилась елочка

(рисуем несколько деревьев как лес, потом маленькую елочку)

В лесу она росла

(опять деревья, потом елочки от маленькой до подросшей)

Зимой и летом стройная

(изображение снежинок, потом цветов, потом красивой елочки, впоследствии объяснить детям значение слова «стройная»)

Зеленая была

(изображение перечеркнутых елочек разного цвета, кроме зеленой)

Вот и готова мнемотаблица, можете попробовать выучить песенку о елочке.

Мы будем рады, если вы предложите свои варианты мнемотехник, квадраты или таблицы. Расскажите нашим читателям, как в вашей семье решается вопрос развития речи, и кто этим занимается. Как реагируют ваши дети на применение мнемотаблиц, и с какого возраста вы их использовали?

Чтобы вам легче было освоить мнемотехнику посмотрите книгу Омельченко Л.В. «Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники. Мнемодорожки. Мнемотаблицы»

Очень интересно было бы узнать, что думают о подобном методе ваши бабушки и дедушки, какие советы по обучению детей заучиванию и пересказу они предлагают.

Поделитесь с нами вашим личным опытом или интересными фактами, полученными от других.

Наши обновления помогут вам оставаться на связи и узнать о темах следующих бесед.

Всего вам доброго, до встречи!

Хочешь создать свою методику развития ребенка? Присоединяйся и читай этот блог!

Вам так же будет интересно

  • ;-)
  • :smile:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :cry:
  • :cool:
  • :???: