Дидактические игры для математического развития дошкольников

Дидактические игры для математического развития дошкольников

Здравствуйте, уважаемые родители маленьких непосед! Рады вам сообщить, что сегодня наша встреча посвящается одной из любимых вами тем – применение дидактической игры в процессе развития дошкольника. Как вы уже знаете, дидактическая игра имеет очень важное развивающее значение для ребенка. Решение образовательной задачи наряду с интересными сюжетами способно превратить процесс обучения в веселый и увлекательный процесс.

Сегодня поговорим о математических играх. Математика занимает свое достойное главенствующее место среди точных наук, поэтому ей уделяют много внимания во время составления учебных планов в дошкольных учреждениях. А конкретно дидактическая игра как средство математического развития дошкольников уже давно является одним из основных способов достижения высоких и стабильных результатов работы педагогов.

Мы помним, что дидактическая игра обязательно имеет строгие правила: цель, следование инструкции и конечный результат. Именно от этого мы и будем отталкиваться в нашей работе.tsifry

N.B. По моему мнению, лучшей дидактической игрой может быть та, в процессе которой ребенок и взрослый взаимодействуют равнозначно и поддерживают такой важный  «глаза в глаза». Для этого не торопитесь усаживать малыша за стол, лучше сами станьте на время маленьким человеком и расположитесь на ковре вместе с малышом.

Математическая мозаика

Математика в нашем понимании – это «плюс» и «минус», треугольники и квадраты, знаки «больше» и «меньше». Вот и не будем выдумывать велосипед, а так и продолжим.

Математическое мышление начинает развиваться уже с младенчества. Малыш из своей кроватки наблюдает прямоугольник окна в комнате, круг лампы на потолке, квадрат своей пеленки или треугольник маминого платка. Все в его окружении имеет геометрическую форму.

Поэтому занятия с цветными геометрическими фигурами наверняка увлекут дошкольника.

Фигурки могут быть объемными деревянными или плоскими картонными. Важно, что их много и они разноцветные. Имея такой арсенал фигур, вы можете начинать игры для развития математических способностей малыша.schitat

«Покрасим забор»

Можно покрасить забор у дома Мышонка. Для этого на плотном листе картона вы рисуете очертания геометрических фигур. Просим ребенка сделать забор ярким и красивым. Чтобы Мышонок был доволен его работой, малышу нужно методом прикладывания заполнить все белые ячейки.

Это похоже на сортер, только фигурки не проваливаются внутрь, а лежат на поверхности, каждая на своем нарисованном месте. Поощрением от благодарного Мышонка может быть кусочек сыра треугольной или квадратной формы. Все зависит от того, какие фигуры уже знает ваш ребенок.

Для самых маленьких вы можете построить забор из одинаковых фигур, например, квадратов. А в процессе познакомить малыша еще с одной фигурой, например, треугольником.

«Вырастим цветок»

Другой игрой можно закрепить полученные знания о формах. Вы помогаете Зайцу вырастить цветок. Лепестки у него могут быть треугольной формы. Взрослый вокруг серединки цветка выкладывает по кругу лепестки, пропускает сначала в одном месте. Просит ребенка добавить отсутствующий лепесток, предлагая выбрать из лежащих перед ним разных фигур.

N.B. Чтобы малыш точно справился и захотел продолжить игру, не ставьте его в условия выбора среди большого количества фигур, достаточно 2-3 для начала, потом можно добавить.

«Найди нужный лепесток»

Следующим этапом можно ребенку немного усложнить игру и дать дополнительную вторую задачу – найти лепесток конкретного цвета. Теперь он держит в голове два условия: это должен быть такой же, как положила мама (треугольник) да еще и синего цвета.

В конце игры можно немного расслабиться и дать возможность малышу проявить самостоятельность.

Попросите его подобрать горшок для цветка без всяких условий, любой, какой ему понравится. Вы сделайте то же самое. Потом скажите, что вы хотите украсить свой горшок, например, красным кружком. Малыш непременно захочет повторить ваши действия. И ничего, если его горшок тоже будет украшен красным кружком, главное, что ему нравится то, что он делает, он умеет действовать по образцу, знает формы и цвета.

А для действий по образцу вы можете выбрать множество заданий: «Составь узор», «Закончи картинку», «Сделай друга», «Собери машинку» и т.п. Пока во всех случаях предлагайте ребенку столько деталей и те, которые нужны для составления узора или машинки, не кладите больше, чем надо.

Игр с геометрическими фигурами можно найти или придумать очень много. Как правило, дети любят возиться со всеми этими цветными лекалами, к тому же мы с вами решаем не только математическую образовательную задачу. К ней прибавляется развитие мелкой моторики, тренировка памяти и внимания, развитие наглядно-образного и творческого мышления и, конечно же, речь.igry

Интересно и разнообразно

Теперь рассмотрим принцип математических игр на сравнение. Чтобы впоследствии ребенок легко решал примеры и задачи, ему нужно усвоить понятия «один-много», «такой же», «столько же», «больше», «меньше». Для этого можно придумать игры на сортировку предметов. Возьмем всем полюбившийся набор пластиковых овощей и фруктов из игры «Продавец».

«Угости Мишку»

Зайчик собирается в гости к Мишке, хочет ему принести подарок, берет два яблока (что угодно другое). Ребенку тоже нужно взять столько же фруктов, сколько взял Заяц. Игра подходит для детей от 3 лет.

N.B. Наборы пластиковых предметов – весьма полезная вещь в детской комнате. Кроме того, что малышу очень удобно закреплять свои знания о предметах определенной группы (овощи, фрукты и т.п.), он еще и упражняется в социальных контактах, играя роли продавца или покупателя.

Это важно для становления его личности, и помогает родителям и педагогам выявить нюансы с общением или в межличностных отношениях и принять необходимые меры до того, как «неудобство» вырастет до размеров проблемы.

Можно попробовать научить ребенка сравнивать количество предметов.

«Соберем грибы»

Возьмите две корзинки и положите в одну из них один гриб, а в другую несколько. Покажите корзинки ребенку и объясните, что в первой корзине только один гриб, а во второй – много. После выложите все грибы из обеих корзин и попросите ребенка разложить грибы по корзинкам: в первую один гриб, а во вторую – все остальные. Задайте закрепляющий вопрос: В какой корзине много грибов? Сколько грибов в первой корзине?

С теми же грибами можно поиграть в игру на больше-меньше.deti

Белка готовится к зиме, она собирает грибы в свое дупло. У Белочки уже есть грибы. Мы ей поможем и подарим еще грибов. Тогда у Белочки станет больше грибов. И закрепляем: Смотри, у Белочки уже были грибы, а мы ей еще дали, грибов стало больше.

Для старшего дошкольника подобную игру вполне возможно проводить, используя карточки с цифрами или считать грибы. У Белочки было 4 гриба, мы добавили еще 2, стало у Белочки больше грибов, 6 грибов.

Так же на уменьшение предметов. У Зайца было 4 морковки, к нему пришел в гости Ежик. Зайчик поделился с Ежиком морковкой, отдал ему 1 морковку. Давай подумаем, у Зайчика стало морковки больше или меньше?

Роль дидактических средств в математическом развитии дошкольников переоценить трудно. Четкое обозначение цели и следование правилам не только помогает ребенку добыть необходимые знания, но и позволяет этим знаниям прочно занять место в мозговой ячейке малыша. Дидактические игры могут проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.

Игры вполне могут носить соревновательный характер, это увеличит интерес и станет дополнительным стимулом стараться опередить соперника. Каждый родитель прекрасно знает, на каком уровне развития находится его ребенок, поэтому будет учитывать этот факт при выборе игр.devochka

Вы, уважаемые родители, можете разнообразить день своих детей не только играми с дидактическими материалами, но и использовать предметы из вашего окружения. Игру на развитие математических способностей можно придумать на ходу, когда идете в детский сад, в супермаркет, едете на природу в выходной. Здесь главное – разнообразие, чтобы не было скучно и, естественно, результат.

А он как раз не заставит себя ждать, если вы общаетесь со своим ребенком на его языке, языке игры. Это единственный доступный его пониманию способ обучения и накопления знаний. И пусть не пугают вас слова «дидактическая игра», сейчас организовать такую игру может любой из родителей, было бы желание!

Я вам желаю интересных целей, высоких результатов и радостных совместных игр.

Чтобы нужная информация всегда была в вашем распоряжении, подписывайтесь на наши обновления, а еще задавайте ваши вопросы и делитесь с нами вашими наблюдениями и выводами.

До скорой встречи на страницах блога, всего доброго!

Хочешь создать свою методику развития ребенка? Присоединяйся и читай этот блог!

Вам так же будет интересно

  • ;-)
  • :smile:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :cry:
  • :cool:
  • :???: