Как ваш ребенок ориентируется в мире форм, величин и цвета – экспресс-диагностика уровня сенсорного развития детей раннего возраста

Как ваш ребенок ориентируется в мире форм, величин и цвета – экспресс-диагностика уровня сенсорного развития детей раннего возраста

Дорогие читатели! Спасибо, что остаетесь с нами. Наше общение на страницах блога приносит нам огромное удовольствие, ведь мы получаем ваши отклики, нам важно ваше мнение! Постараемся и дальше освещать интересные темы из цикла развития малышей дошкольного возраста.

Наша беседа пойдет о крошках 2-3 лет, которые с каждым днем становятся все более любознательными и растут не по дням, а по часам. Мы с вами постараемся провести небольшую исследовательскую работу. И целью нашей работы станет диагностика сенсорного развития детей 2-3 лет.

Развитие на уровне эмоций и ощущений– это в раннем возрасте основная база, фундамент развития личности малыша. Ранее детство тем и отличается от других возрастных ступеней, что как минимум до 3 лет вы можете (и должны!) способствовать развитию своего карапуза, воздействуя на его эмоциональную сферу. Иными словами, выражение эмоций и проявление их в любых ситуациях дает пищу детскому мозгу и толчок к развитию познавательных функций.

N.B. Мне всегда было интересно, почему мы начинаем помнить себя приблизительно с 3 лет? Теперь я понимаю, что сенсорное развитие до этого момента готовило основу для запуска процессов воспроизведения памяти и осознания себя. И, к тому же, детская память не обладает столь большим объемом, чтобы вместить в себя все события.

Каждое последующее событие вытесняло из ячейки памяти предыдущее и, таким образом, заполнялась вновь поступающей информацией. И только перейдя из формы кратковременной в долговременную, мы смогли сохранить большое количество воспоминаний о днях детства.

Что знаем – расскажем, что умеем – покажем

До 3 летнего возраста дети, как правило, легко овладевают первыми математическими понятиями, способны отличать предметы по размеру, форме и цвету. Именно на эти показатели ориентируется диагностика уровня развития познавательной сферы. Все, что мы хотим добиться от ребенка, мы делаем в процессе игры. Это основное правило взаимодействия с малышом дошкольного возраста.

Методика оценивания отображает умения ребенка раннего возраста манипулировать с предметами, выделяя по просьбе взрослого нужные качества и характеристики. Знакомство с основными математическими понятиями происходит уже в младенческом возрасте, когда малышу предлагают погремушки разной формы и цветов.

Экспресс-диагностика чувственного развития малышей направлена на оценку уровня развития и умения использовать уже имеющиеся знания. Рассмотрим одну из доступных методик, авторы которой постарались наиболее информативно подойти к данному вопросу. Зная, что сенсорное развитие подразумевает использование всех органов чувств, мы оценим, прежде всего, их развитие.

Слуховое восприятие

Находясь в помещении с малышом (лучше, если ребенок в это время чем-то занят), встаньте как можно дальше от него (в другой конец комнаты) и произнесите фразу шепотом. В норме малыш обернется, улыбнется или как-то покажет вам, что понят смысл ваших слов. Это говорит о том, что слух в норме и поисковая реакция не нарушена.

Зрительное восприятие

Малышу 2 года. Во время игры на глазах ребенка переставьте его любимую игрушку в иное место так, чтобы рядом с ней оказались похожие по цвету и содержанию игрушки. А ближе к ребенку подвиньте любую другую игрушку. Норма, если кроха будет следить взглядом за уходящей игрушкой и по вашей просьбе перенесет ее в указанное место.

Ребенку в 3 года предлагаем предметы разного цвета, формы (треугольник, кубик, круг) и величины. По вашей просьбе малыш откладывает в сторону предметы А) одинаковые по форме и цвету, называя их вслух и Б) одной формы и размера, но разного цвета.

Сенсомоторное развитие

В 2 года здоровому ребенку под силу разобрать и собрать пирамидку в соответствии с размером колец, от большего к меньшему. Но здесь не обойтись без руководства взрослого, так как малышу тяжело разделять предметы по величине, если их слишком много.

Для 3 летнего карапуза считается нормой разобрать и собрать пирамидку с любым количеством колец. Если малыш не справляется с заданием (нанизывает кольца вперемежку), у родителей есть повод обратиться к специалисту и вместе выстроить план действий.

Таким образом, мы будем иметь представление о том, на какую из сторон сенсорного развития нужно обратить особое внимание. Без паники и ужаса, если ребенок не справился с заданиями, выстраиваете план мероприятий, направленных на коррекцию навыка.

В помощь родителям

Предлагаю вам еще одну разработку диагностических методик для оценки уровня сенсорного развития, представленную Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой. Для этого мы проводим с детьми игры-задания, по которым и оцениваем интересующие нас параметры.

В 2 года малышу предлагаем найти пару указанному предмету. Например, подобрать варежку или носочек по цвету. В этом возрасте ребенок должен знать точно 3 основных цвета и действовать по образцу.

В 2,6 лет ребенок имеет представление о 6 геометрических формах и в игре с ними манипулирует, опираясь на образец. Он может подобрать пару к шару, кубу, кирпичику, конусу, цилиндру и призме. А также различает 4 цвета и подбирает предметы к образцу.

3летний карапуз в игре использует геометрические фигуры (6) и соотносит их с образцом путем сравнения (наложения), может назвать основные цвета.

Конечно, существуют игры, сюжетные и дидактические, которые могут помочь ребенку в изучении и формировании нужных навыков. Среди них «Чудесный мешочек», «Кто лишний?», «Чей голос?» и пр.

Многие родители находят развивающие игры среди предметов домашнего обихода. Почему бы не поиграть с кастрюлями, подбирая к ним крышки по размеру? Или взять тарелки разной формы (есть круглые и квадратные) и распределить их в стопки по форме и цвету.

N.B. Поделюсь с вами одним из вариантов изучения цветов. Я его использовала с двойняшками, когда им было около 9-10 месяцев и так мы играем до сих пор, им уже 1 год и 2 месяца. Мы брали обычные пластмассовые разноцветные прищепки. Я их давала детям с просьбой сломать)))

Это они делали с огромным удовольствием! Потом мы соединяли две части в одну прищепку и делали ее двухцветной. Мы брали прищепки красного, синего, желтого и зеленого цветов. И детям познавательно и маме разнообразие. Так мы выучили и закрепили 4 основных цвета.

А вы вполне можете придумать другие игры с домашними предметами. В этом вопросе мамам точно нет равных!

Экспресс-методика, которую мы можем создать самостоятельно, обязательно поможет нам быстро и практически объективно узнать, нет ли у ребенка в развитии пробелов. Для этого нам достаточно знать, какими навыками и знаниями должен обладать малыш в определенном возрасте.

Обязательно посмотрите это видео о сенсорном развитии детей в Вальфдорском и Монтессори подходах. Очень качественная подача материала.

< /div>

Желаю вам интересных игр, информативных исследований и высоких результатов!

Как всегда, мы ждем вас в социальных сетях и предлагаем подписку на обновления. Не забывайте рекомендовать своим друзьям понравившиеся статьи. И обязательно делитесь вашим опытом и оставляйте комментарии.

До новых встреч! Всего доброго.

Хочешь создать свою методику развития ребенка? Присоединяйся и читай этот блог!

Вам так же будет интересно

  • ;-)
  • :smile:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :cry:
  • :cool:
  • :???: