Хотите узнать, как ваш ребенок овладевает математическими представлениями – проведите простую экспресс-диагностику

Хотите узнать, как ваш ребенок овладевает математическими представлениями – проведите простую экспресс-диагностику

Уважаемые мамы и папы! Приветствую вас на нашей страничке. Сегодня у нас тема, которую любят многие родители, особенно папы. Мы будем изучать уровень развития математических способностей вашего карапуза.

N.B. В наше время сложных экономических отношений каждый должен уметь хорошо считать, — уверены папы. А мамы не возражают: Если девочка научится правильно подбирать аксессуары к одежде, ширину ленточки на пояс и высоту каблука, – успех в жизни ей обеспечен. Спорить не будем. Математика с нами везде и всюду, и дело не только в умении считать.

Математика – наука точная, она не терпит приблизительности и неуверенности, это логика, которую нужно развивать как у мальчиков, так и у девочек. Хотя потом все равно скажут, что женская логика – это полное отсутствие таковой…

Но мы отвлеклись. Математическое развитие имеет важное значение для общего гармоничного развития ребенка в целом. Поэтому диагностика математического развития дошкольников должна проводиться регулярно, а материалы для закрепления математических знаний можно отыскать в ежедневной среде.

В математики пойду, пусть меня научат

Несмотря на то, что математике уделяется огромное внимание, часто проблемы возникают именно с ней. В чем же кроется причина? Все мы знаем, что есть развитие по гуманитарному и аналитическому типу. Может дело в этом? Кому-то дано быть знатоком в области физики, а кому-то прекрасным переводчиком и гидом.математика

Частично согласимся с тем, что способности к математике или к литературе имеют под собой наследственную базу, а частично отражают среду, в которой растет и воспитывается малыш. Согласитесь, у мамы-пианистки маленький сын имеет гораздо большую вероятность отличного развития музыкального слуха, нежели конструирования. И в семье инженера дочери больше нравится создавать шедевры архитектуры, чем шить куклам платья.

Идем дальше. Имея знания об основных задачах математического развития дошкольников, мы сможем понять, какие из них ребенок освоит самостоятельно в процессе роста и развития, имея наследственный потенциал, а какие нужно помочь решить с помощью специальных игр и упражнений.

Логика, как известно, развивается только к старшему дошкольному возрасту, поэтому не имеет смысла третировать 4 летнего кроху шахматами или заданиями из цикла «Развиваем гения математики».

Математическое развитие имеет своей конечной целью развитие логически обоснованных связей, умение анализировать и сопоставлять, по сути – это развитие интеллекта и творческих способностей путем освоения математических представлений. Отсюда вытекают основные задачи математического развития:

  • Развитие логико-математических представлений о предметах, их свойствах (это базовая задача, в состав которой входят все математические понятия, геометрические фигуры, числа, формы и размеры)
  • Формирование основных математических предметных действий измерения, счета, вычисления
  • Развитие математических отношений предметов на сенсорном уровне, с помощью действий с предметами (чтобы понять, нужно изучить, сопоставить, объединить и т.д.)
  • Экспериментальная сторона математической сферы, где ребенок учится исследовательской деятельности, проведению действий опытным путем и установке связей и логических выводов.
  • Язык математики, т.е. овладение терминами, формирование доказательной базы и умение использовать в речи аргументы и факты
  • И, наконец, непосредственно развитие логических представлений, анализа, синтеза, сравнения, обобщения

Понимаю, что теоретические знания лучше подкреплять практическими действиями. Я сама больше люблю практические советы, основанные на примерах. Так, давайте эти «научные» задачи сформулируем простым языком.

three years old boy and his mother with abacus isolated on white

  • Ребенок должен познакомиться с тем, что имеет отношение к математике: количество, размер, форма, число
  • Дальше он учится с этим работать: сосчитать кубики, определить форму, выделить размер
  • Малыш первоначально знакомится с математикой «наощупь», считает кубики, переставляя их руками и следя за этим глазами. Позже он учится действовать только зрительно, чтобы произвести математическое действие ему уже не нужно брать предметы в руки.
  • В конечном итоге ребенок приобретает навыки логического мышления, когда он знает и умеет правильно использовать специальные термины и обосновывать свои действия.

В общем, итоговая цель нам ясна. Теперь приступим к тому, что попробуем оценить уровень сформированности математического развития в разных возрастных группах.

Играем в математику с малышом

Уже с раннего возраста кроха знакомится с математическими представлениями. У него есть кубики и мячи разного цвета и размера, сортеры с вкладышами различной формы и т.д. 
К 3 годам у малыша сформировано понятие длины, формы и количества. В 4-5 лет ребенок может сравнить предметы между собой и найти отличия, а к 6-7 годам он способен логически мыслить, анализировать, находить причину и следствие. Вот на эти параметры и будем опираться.

Давайте попробуем адаптировать одну и ту же игру под разные возрастные категории. Под буквой

А) будут задания для малышей 2-3 лет,

Б) для 4-5 летних детей,

В) это старшие дошкольники 6-7 лет.

Экспресс-методика очень проста в использовании и должна быть интересной ребенку. Естественно, это игра. Цель игры – выяснить, насколько малыш понимает различия между предметами разной формы и размера, какие геометрические фигуры он знает, умеет ли сравнивать, опираться на логику и насколько легко ориентируется в количестве предметов.способности

Игра «День рождения Зайки»

Материалы: кукольный столик круглой или квадратной формы, стулья (кубики разного размера), игрушки заяц, мишка, слоник, кукла.

Инструкция для ребенка: У Зайки сегодня праздник, у него день рождения. К нему пришли гости –

А) Мишка, Слоник и кукла Катя (всего 3 гостя)

Б) те же и детеныш Мишки (Медвежонок) или Слона (Слоненок) (всего 4 гостя)

В) любые гости, чтобы всего их было 5.

Они будут пить чай и есть торт. Давай поможем Зайке рассадить гостей.

А) Мишка сядет на этот высокий красный (величина, цвет) стульчик. Кукла Катя тоже хочет сидеть на таком стуле. Помоги ей найти такой же стульчик (подбор пары).

Б) Мишка сядет на этот высокий красный (величина, цвет) стульчик. А Слоненок хочет сесть на самый маленький стульчик (сравнение по величине), который цветом как трава (снег, яблоко, апельсин и т.д.)

В) Мишка сядет на этот высокий красный (величина, цвет) стульчик. А кукла Катя хочет сесть на самый красивый стульчик. Выбери для нее такой стул, и объясни, почему он самый лучший (рассуждение и доказательство).

Зайка принес праздничный торт. Торт нужно украсить свечками. Но вот беда, Зайка не умеет считать.

А) Давай поможем ему отсчитать три свечки (счет до 3-х)

Б) Давай поможем ему отсчитать пять свечей (счет до 5)

В) Давай поможем ему отсчитать семь свечей (счет до 7) и разделить торт между всеми гостями поровну (деление на части)

Друзья принесли Зайке подарки. Вот коробки. Зайка очень хочет узнать, что подарили ему друзья. Давай поможем ему понять, от кого он получил какой подарок.

А) Круглая синяя коробка – от Мишки, зеленая квадратная – от куклы Кати, желтая треугольная – от Слоника (цвет, форма и умение держать в голове 2 свойства предмета)

Б) Самая большая коробка от Мишки, какого она цвета? Коробка треугольной формы от куклы Кати. Найди такую же коробку. А коробка, которая стоит между синей и красной – от Медвежонка.

В) Подарки с загадками. От Мишки – как называется одежда, если ее надевают только зимой? Загадка от Слона – почему ребенка, который идет в школу называют школьник? Загадка от куклы Кати – на полянке растет 3 елки, одну из них нарядили, сколько елок осталось не наряженными?ребенок

После выполнения всех заданий пригласите малыша за праздничный стол и угостите его пирогом. При желании можно зажечь и свечки для Зайца и помочь ему задуть их. Это будет прекрасная тренировка дыхания и артикуляционного аппарата.

Таким же веселым способом можно диагностировать развитие математических способностей у ребенка среднего и старшего дошкольного возраста. Только учитывать, что задания немного усложняются и трансформируются с учетом возраста малыша. Для старших дошкольников задания могут иметь форму книжки-раскраски или альбома, ведь ребенок уже умеет держать карандаш и пользоваться им.

Помните, как в фильме «Джентльмены удачи» заведующий детским садом Евгений Леонов мотивировал малышей к съедению каши на завтрак? Вот так и нам нужно искать подходы к малышам. Если вы хотите добиться от ребенка послушания и выполнения ваших требований, придумывайте игру, любую, какая придет вам на ум.

N.B. Мой старший сын очень любил в детстве игру «Найди предмет». Я из бумаги вырезала стрелки и раскладывала их на некотором расстоянии одна от другой по всему дому. Периодически ему на пути попадались задания, которые он с удовольствием выполнял. А задания могли быть такие, которые нужны мне для диагностики. В конечной точке он находил сюрприз. И каждый раз, когда я о чем-то спрашивала, он просил: «Мам, давай стрелки!»считать

Как бы то ни было, математика всегда будет играть важную роль в процессе развития и жизни ребенка. Поэтому наша цель – следить за тем, как развивается эта сфера жизни малыша, и, по необходимости, помогать ему развиваться правильно.

Самое главное правило для родителей дошкольника – все, что вы хотите добиться от ребенка, делайте в процессе игры. Вы сами увидите, как легко ребенок идет на контакт и с каким удовольствием он выполняет просьбы любимой игрушки или задания сказочного героя.

Математика, хоть и точная наука, но тоже подчиняется правилам возрастных особенностей.

Если у вас возникли вопросы или вы имеете опыт обучения математике, основанный на интересных упражнениях, пожалуйста, поделитесь с нашими читателями. Ведь игры, которые описаны выше, далеко не единственные, которые вы можете использовать в качестве диагностики или обучения для своих детей.

Желаю вам и вашим детям веселых математических игр и правильных результатов. Всего вам доброго. До встречи!

Хочешь создать свою методику развития ребенка? Присоединяйся и читай этот блог!

Вам так же будет интересно

  • ;-)
  • :smile:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :cry:
  • :cool:
  • :???: